МОСКВА, 9 сен — РИА Новости. Эксперты объясняют несовпадение прогнозов с итогами выборов мэра Москвы тем, что половина москвичей, заявлявших в опросах, что придут проголосовать за Сергея Собянина, до участков так и не дошли.
"При явке 32%, чуть меньше трети проголосовали за Навального, то есть от числа пришедших треть — 10% москвичей пришли и проголосовали за Навального, то есть это соответствует рейтингу. По большому счету все, кто хотел проголосовать за Навального, и так нам и говорил в предвыборных опросах, пришли и проголосовали. А что касается сторонников Собянина — от 32%, от них пришла половина, и видим, что всего 16-17% москвичей пришли проголосовать, хотя нам на словах говорили, что придут, и 43-44% был рейтинг у Собянина. И так манкировать своим кандидатом — никто этого не ожидал, никто не мог предсказать", — рассказал РИА Новости глава фонда "Общественное мнение" Александр Ослон.
Активная мобилизация
По его словам, "перераспределение произошло за счет неявки собянинских людей в пользу Навального". Важным фактором была и мобилизация людей.
"Люди Навального, волонтеры, штаб сделали все возможное, чтобы возбудить людей, чтобы создать драйв, чтобы в момент выбора они достигли наивысшей формы и активно вышли и проголосовали. Что касается Собянина, он вообще не педалировал участие в выборах, такое ощущение, что они считали приемлемым невысокую явку, действовали по старому стереотипу", — отметил собеседник агентства.
По словам вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, "многие сторонники Собянина сочли, что результат уже обеспечен и можно не принимать участие в выборах".
Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров также отмечает, что за Навального отдали голоса все его потенциальные сторонники, а за Собянина, наоборот, меньше, чем ожидалось.
"Цифры расходятся не очень сильно в отношении Навального. А в отношении Собянина цифры расходятся очень сильно, и тут мы вводим такое понятие, как коэффициент мобилизации — сколько от общего числа потенциальных сторонников того или иного кандидата пришли и поддержали его на выборах", — сказал Федоров на пресс-конференции в РИА Новости в понедельник.
"Здесь повлияла эффективная информационная кампания или, так называемая, фига в кармане — когда люди думают одно, а говорят другое, на случай, как бы чего не вышло. Вероятно, был фактор и тот и другой, но в целом мы видим, что хотя наш прогноз не оправдался, но если брать исходные цифры опросов, то все объяснимо и все понятно", — добавил социолог.
Кроме того, оба социолога подчеркнули, что не оправдался прогноз самой явки в Москве.
"Не оправдался наш прогноз по явке. Явка в Москве стала ключевым фактором, который изменил итоги выборов", — сказал Федоров.
О том, как проходили выборы в Москве и в других регионах России, читайте в онлайн-репортаже РИА Новости >>
Итоги голосования, разбитые по регионам, партиям и уровням, — смотрите в материале РИА Новости >>
Как оценивают прошедшие выборы политологи и какой фактор они считают наиболее значимым в этой кампании, читайте в материале "Возникла новая социальная реальность на этих выборах".