Эта вялость, однако, тут же породила слухи о том, что совсем она не плохо просчитанная. Наоборот, так и задумывалось, чтобы Собянин всерьез не поверил, что он крупный политик федерального масштаба. На самом деле он — лишь тень президента Путина, действующая от его имени и под сенью его рейтинга.
***
Еще, впрочем, один момент, не менее удивителен, и оппозиции, равно как и власти, стоит впредь более тщательно брать его в расчет. Активность избирателя и данные социальных настроений в городе.
Совершенно ясно, что выборы решили провести досрочно, посчитав настроения в столице: они перестали быть "болотными". Протест спал, новый еще не возник, нужно было срочно пользоваться моментом.
Не учли одного, и это очень важный фактор: накопленного недовольства властью, которое никуда не ушло. Расчет был на то, что не все недовольные автоматом проголосуют за Навального. И он не оправдался в той мере, в какой на это рассчитывали. Куча людей пришли на участки "с фигой в кармане" — они вроде и не за Навального, но точно не отдадут голос представителю власти, сколь хорош бы он ни был. Дали возможность систему немного подкосить? Получайте!
Больше того, если бы ответственные за кампанию более внимательно присмотрелись к цифрам последних федеральных выборов, они бы заметили: чем ближе к Кремлю или Рублевке, тем меньший процент получают кандидаты от власти. Иными словами, чем зажиточнее округ, тем более антивластный он по настроениям.
К этому факту чиновникам что от Кремля, что от мэрии нужно приглядеться. На будущий год намечены выборы в Мосгордуму, подготовка к которым, можно не сомневаться, начнется уже скоро. Но обратить сытость избирателя в его лояльность уже не получается. Не любят состоявшиеся граждане действующую власть.
***
Отсюда вопрос: выборы прошли, что дальше?
"У Собянина 50 процентов, у Навального — пять лет", — гуляла мрачная шутка в ночь подсчета голосов. Такой сценарий исключать нельзя, но предположить, что власть "закатает" человека с таким рейтингом, тоже трудно. Это собственными руками взорвать ситуацию в столице. А так — можно попытаться поставить Навального в определенные рамки. "Ситуация, при которой начинает доминировать улица, опасна для любой страны", заметил недавно высокопоставленный чиновник и добавил: Навальному, если он хочет остаться в политике, нужно искать другие способы оппонирования власти, помимо выведения людей на улицы. Остался открытым вопрос, какие это способы. Зарегистрирует ли Навальный партию, кто в нее войдет и пойдет ли она на выборы в следующем году? Пойдет ли он сам работать в администрацию Собянина? (Такие слухи уже появились.) А вдруг ему предложат федеральный пост? Это ведь иногда самый удобный способ избавиться от противника — превратить его в союзника. Думается, впрочем, что и сам Навальный это понимает.
Наконец, еще вопрос, ответы на который последуют в ближайшие недели: считает ли сама власть выборы достижением или провалом? И чьим. Будет ли кто-то назначен "крайним" за низкую явку провластного электората и кто? Человек в Кремле или люди в мэрии? Последует ли какой-то ответ от партии власти, Народного фронта, который поможет понять, что станет политическим трендом нового сезона?
И наконец, какие выводы будут сделаны из столь высокой доли протестного голосования? Неужели власти вновь решат, что это — тот избиратель, которым можно пренебречь, продолжая играть лишь с мрачными консерваторами, требующими твердой руки и патернализма?
О том, как проходили выборы не только в Москве, но и в других регионах, читайте в онлайн-репортаже РИА Новости >>
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции