Безвременная, к тому же не дай бог насильственная, смерть легендарного артиста окрыляет легенду.
Конечно, где популярность одной артистки и где слава другой… Дистанция огромного размера. Им славой было не счесться. Ни при жизни, ни после нее. И не о том речь.
***
Понятное дело, чтобы приподнять значимость своего поминального шоу, ведущие стараются повысить значение утраты. Им в помощь штампованные фигуры речи типа "Вся страна была в нее влюблена!".
Ничто так не обезличивает людей и не обесценивает их, как захваливание.
Аниматор на шоу-поминках как бы ни был пафосен в оценках покойной, не смог утаить от публики: карьера актрисы не задалась, ее личная жизнь не удалась…
Смерть артиста – его последний выход на сцену и последние аплодисменты.
Дальше для одних – тишина, для других – годы относительно громкой посмертной славы.
"Другие" – это не просто талантливые артисты; это – артисты-легенды, как Грета Гарбо, как Владимир Высоцкий, как Майкл Джексон. Наконец, как Марлен Дитрих. Для них смерть – это новая жизнь. Уже совершенно безгрешная и не судимая. Потому как у них особый статус – статус божества.
Он не официальный; он никем не присваивается и никем не даруется. Он не предопределяется ни уровнем актерского мастерства, ни величиной таланта актера, ни степенью его популярности. Он падает как бы с Неба. Это объяснение из области мистики. А возможно и вполне рациональное обоснование.
Он предрешается точностью попадания в подсознательный запрос массовой аудитории на тот или иной образ. На образ совершенной надмирной красоты ответом была Гарбо. Джексон стал живым воплощением сумасшедшей и опять же неземной витальной энергии. Высоцкий воплотил и олицетворил дух безоглядного бунтарства.
А что нам Марлен Дитрих? И что мы ей?
Она – голубой ангел из одноименного фильма Джозефа фон Штернберга. Фильму перевалило за 80. Ее нет более двух десятков лет.
Ее нет, а "ангел" (не роль, а сущность), эта потусторонняя женщина, не только не умерла, но и не постарела. Ее еще называли: "знойная женщина со стальным позвоночником".
Марлен удалось унести в могилу свою старость, свои болезни и свою физическую немощь.
Вот о том, как ей удалось это сделать, и поведал фильм "Сумерки ангела". Свидетелей ее сумерек было немного: дочь, внук, давний друг. Все они свидетельствуют об одном. О том, что она последние 15 лет своей жизни провела в добровольном затворничестве. Нет, она не отгородилась от реальности. Просто она сошла со сцены, покинула Голливуд и досматривала кино, что называется "Жизнь", со стороны.
Роль зрителя по-своему обременительна, но она ее сыграла с тем же достоинством, что и все прочие. При этом она не могла не быть зрителем собственного угасания. И эту самую трудную роль она исполнила без надрыва, без жалоб, с не покидавшим ее ни на минуту чувством самоиронии.
Многие божества сталкиваются с необходимостью как-то договориться с богом времени – Хроносом: мучают себя на тренажерах, истязают себя диетами, прибегают к услугам пластических хирургов и, отчаявшись, находят забвение в алкоголе и в наркотиках. Это значит – они капитулировали.
На голливудском Олимпе проживают хоть и очень богатые, но не бессмертные люди. Грета Гарбо ушла из жизни двумя годами раньше Марлен. И она провела несколько десятков лет затворницей. В сущности обе актрисы, взойдя на вершину Олимпа, как могли, сопротивлялись возвращению на землю.
Очень важные слова дочери Марлен: "Она никогда не была моей матерью. Она всегда была королевой, мадонной".
В том и трагедия человека, увенчанного титулом мифологического божества. Статус земного человека ему уже недоступен. И даже после смерти.
То же самое происходит и в политике. Только с еще большими трагическими последствиями. Нужны ли примеры? Нужны ли предупреждения политикам с амбициями зевсов?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции