Рейтинг@Mail.ru
Сумерки ангелов - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Сумерки ангелов

Читать ria.ru в
Дзен
О том, какое это тяжкое бремя – успех – Юрий Богомолов размышляет на примерах Марлен Дитрих и Натальи Богуновой.

Безвременная, к тому же не дай бог насильственная, смерть легендарного артиста окрыляет легенду.

Актриса Наталия Богунова
Скончалась звезда фильма "Большая перемена" Наталия Богунова
Все не идет из памяти на днях показанный по ТВ французский документальный фильм "Сумерки ангела" об актрисе и певице Марлен Дитрих. А рядом прошла привычно пошлая программа о недавно скончавшейся симпатичной и почти забытой актрисе Наталье Богуновой с ангелоподобным лицом, с выражением ясного простодушия на нем. Самая заметная удача – Светлана Афанасьевна в "Большой перемене". Самая последняя работа датируется 1992 годом. Стало быть, два десятка лет без того дела, для которого она явилась на свет божий.

Конечно, где популярность одной артистки и где слава другой… Дистанция огромного размера. Им славой было не счесться. Ни при жизни, ни после нее. И не о том речь.

***

Кадр из фильма Вступление
Биография Наталии Богуновой
Речь о том, какое это тяжкое бремя – успех. Хотя бы и такой скромный, каким он оказался у Натальи Богуновой.

Понятное дело, чтобы приподнять значимость своего поминального шоу, ведущие стараются повысить значение утраты. Им в помощь штампованные фигуры речи типа "Вся страна была в нее влюблена!".

Ничто так не обезличивает людей и не обесценивает их, как захваливание.

Аниматор на шоу-поминках как бы ни был пафосен в оценках покойной, не смог утаить от публики: карьера актрисы не задалась, ее личная жизнь не удалась…

Смерть артиста – его последний выход на сцену и последние аплодисменты.

Дальше для одних – тишина, для других – годы относительно громкой посмертной славы.

"Другие" – это не просто талантливые артисты; это – артисты-легенды, как Грета Гарбо, как Владимир Высоцкий, как Майкл Джексон. Наконец, как Марлен Дитрих. Для них смерть – это новая жизнь. Уже совершенно безгрешная и не судимая. Потому как у них особый статус – статус божества.

Он не официальный; он никем не присваивается и никем не даруется. Он не предопределяется ни уровнем актерского мастерства, ни величиной таланта актера, ни степенью его популярности. Он падает как бы с Неба. Это объяснение из области мистики. А возможно и вполне рациональное обоснование.

Он предрешается точностью попадания в подсознательный запрос массовой аудитории на тот или иной образ. На образ совершенной надмирной красоты ответом была Гарбо. Джексон стал живым воплощением сумасшедшей и опять же неземной витальной энергии. Высоцкий воплотил и олицетворил дух безоглядного бунтарства.

А что нам Марлен Дитрих? И что мы ей?

Она – голубой ангел из одноименного фильма Джозефа фон Штернберга. Фильму перевалило за 80. Ее нет более двух десятков лет.

Ее нет, а "ангел" (не роль, а сущность), эта потусторонняя женщина, не только не умерла, но и не постарела. Ее еще называли: "знойная женщина со стальным позвоночником".

Марлен удалось унести в могилу свою старость, свои болезни и свою физическую немощь.

Вот о том, как ей удалось это сделать, и поведал фильм "Сумерки ангела". Свидетелей ее сумерек было немного: дочь, внук, давний друг. Все они свидетельствуют об одном. О том, что она последние 15 лет своей жизни провела в добровольном затворничестве. Нет, она не отгородилась от реальности. Просто она сошла со сцены, покинула Голливуд и досматривала кино, что называется "Жизнь", со стороны.

Роль зрителя по-своему обременительна, но она ее сыграла с тем же достоинством, что и все прочие. При этом она не могла не быть зрителем собственного угасания. И эту самую трудную роль она исполнила без надрыва, без жалоб, с не покидавшим ее ни на минуту чувством самоиронии.

Многие божества сталкиваются с необходимостью как-то договориться с богом времени – Хроносом: мучают себя на тренажерах, истязают себя диетами, прибегают к услугам пластических хирургов и, отчаявшись, находят забвение в алкоголе и в наркотиках. Это значит – они капитулировали.

На голливудском Олимпе проживают хоть и очень богатые, но не бессмертные люди. Грета Гарбо ушла из жизни двумя годами раньше Марлен. И она провела несколько десятков лет затворницей. В сущности обе актрисы, взойдя на вершину Олимпа, как могли, сопротивлялись возвращению на землю.

Очень важные слова дочери Марлен: "Она никогда не была моей матерью. Она всегда была королевой, мадонной".

В том и трагедия человека, увенчанного титулом мифологического божества. Статус земного человека ему уже недоступен. И даже после смерти.

То же самое происходит и в политике. Только с еще большими трагическими последствиями. Нужны ли примеры? Нужны ли предупреждения политикам с амбициями зевсов?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала