Следим за руками
Самый известный и наиболее визуально распознаваемый способ повлиять на результаты участкового голосования — вброс бюллетеней. Подавляющее число видеороликов наблюдателей и кадров со стационарных камер наблюдения с участков декабря-2011 (последние выборы в Госдуму) наглядно демонстрировали и сами вбросы, и их многочисленные неудавшиеся попытки.
Кто делает: член участковой комиссии вместе со сторонним злоумышленником.
Как делает: вброс пачки бюллетеней не имеет никакого смысла без корректировки данных в списках избирателей. Недостаточно просто ловкости рук и сноровки для того, чтобы незаметно для окружающих опустить в ящик для бюллетеней пачку бумаги с нужными отметками. Для полной легитимизации вброса необходимо расписаться в книгах за число избирателей, равное числу вброшенных бюллетеней. Либо же на это число должен быть увеличен дополнительный список. Он состоит из тех, кто по закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" имеет право голосовать не по месту постоянной регистрации.
В противном случае при выемке из урн для голосования лишние бюллетени признаются по закону недействительными и должны погашаться.
Поэтому злоумышленника следует подкарауливать непосредственно на месте преступления, около урны для голосования, а при вбросе — фиксировать руку нарушителя с пачкой бумаги, при этом громко зовя полицию и привлекая внимание окружающих. Получается это, если посмотреть все те же видео прошлых лет с участков, в 1-2 случаях из 100, причем у лиц не тщедушного телосложения.
Для ясности повторюсь: на тех участках, где наблюдателей нет вовсе, осуществить вброс так же просто, как выпить чашку кофе. Стационарные видеокамеры не спасут.
Вращаем карусели
Французское слово, вот уже три века означающее популярный детский аттракцион, на новорусском выборном жаргоне обозначает еще одну разновидность уголовного преступления, при помощи которого данные голосования на участках можно существенно скорректировать в нужную злодеям сторону.
Кто делает: группа из нескольких десятков граждан или лиц неопределенного гражданства и происхождения совместно с минимум одним членом участкового избиркома.
Как делает: в определенный момент к конкретному сотруднику избирательной комиссии как по команде выстраивается очередь людей (нередко это вчерашние гости столицы, работающие в сфере ЖКХ и благоустройства). Избиркомовец на основании нормы закона "Об основных гарантиях…", позволяющей в ряде случаев голосовать на участке лицам, не прописанным на его территории (к примеру, сотрудникам предприятий с непрерывным производственным циклом), вносит их данные в дополнительный список избирателей, и выдает бюллетени. Либо же все происходит совсем цинично: "карусельщики" получают бюллетени за совершенно посторонних избирателей. После успешного голосования группа организованно перебазируется на соседние участки.
Кроме того, из Избирательного кодекса города Москвы этим летом исключены нормы об открепительных удостоверениях. По факту же документы такого типа московскими избиркомами выдавались. Но их было ничтожно мало — около 10 тыс. на весь город с числом зарегистрированных избирателей свыше 7 млн. человек. Поэтому использовать такие документы именно для фальсификаций, при помощи которых можно существенно повлиять на результат волеизъявления, в нынешней кампании бессмысленно. Правда, по столице ходят слухи, что часть бюджетников (например, врачей поликлиник) открепительными все-таки добровольно-принудительно, под роспись, одарили. Очевидно, технология используется некоторыми кураторами участковых избиркомов, что называется, по старой памяти — на всякий случай.
В других регионах, как мы уже установили, комиссии указаний своим подчиненным действовать строго в соответствии с законом не давали, поэтому настоящим наблюдателям стоит быть бдительными. Опытные эксперты по наблюдению за выборами советуют в подобных ситуациях следить за поведением членов участкового избиркома. Например, в присутствии наблюдателей недобросовестный член комиссии старается не выдавать бюллетень подозрительному лицу.
В свою очередь, в качестве "пароля" такие личности могут иметь, скажем, вкладыш в паспорте строго определенного цвета. Разновидность опознавательного знака — вкладка с паспортными данными из года в год не голосующих людей. Если же имеется возможность заглянуть в книги избирателей, можно убедиться, что подписи "левых" голосующих за полученные бюллетени, мягко говоря, плохо соответствуют фамилиям избирателей, за которых те получили право волеизъявиться.
Не помешает также телефонный контакт с коллегами на соседних участках. По приметам "карусельщиков" и транспортных средств, на которых их возят, можно довольно оперативно установить, о какой именно группе злоумышленников идет речь и где она в данный момент может находиться.
Другое дело, что задержать такую группу и передать ее на руки полиции в одиночку практически невозможно. Разве что колеса проколоть…
Полный текст статьи читайте на сайте РАПСИ >>