СТРЕЛЬНА, 6 сен, Прайм, Лана Самарина, Дарья Станиславец. Cворачивание в США программы количественного смягчения стало одной из наиболее обсуждавшихся экономических тем на саммите "большой двадцатки" в Санкт-Петербурге: президент РФ Владимир Путин поднял вопрос о рисках для глобальной и национальных экономик и заявил о необходимости превентивных мер; президент США Барак Обама пообещал сокращать программу постепенно, разумными темпами.
"Когда выступал президент США, он подчеркнул, что такая политика будет осуществляться постепенно, нельзя закручивать гайки с тем, чтобы не сломать резьбу. Было сказано, что такое сворачивание будет осуществляться в разумных пределах. Это абсолютно правильно", — сказал министр финансов РФ Антон Силуанов на брифинге в четверг, поводя итоги первого дня работы саммита G20 в части финансовой проблематики.
Он напомнил, что США определили ориентиры для начала сворачивания политики количественного смягчения: безработица ниже 6,5% и инфляция не более 2,5%.
Лидеры многих стран "двадцатки", в рамках которой ведущие развитые и развивающиеся страны ищут пути вывода мировой экономики из кризиса, ранее высказали беспокойство по поводу сворачивания Штатами программы QE. Заявления представителей ФРС о ее возможном сворачивании привели к распродаже активов на развивающихся рынках.
Лидеры России, Китая, Индии, Бразилии и Южной Африки, образующих группу БРИКС, в четверг повторно высказали опасения, касающиеся непредвиденных негативных последствий политики количественного смягчения, и приняли решение о создании пула резервов размером в 100 миллиардов долларов для защиты своих экономик.
"Они (лидеры стран БРИКС) подчеркнули, что окончательная нормализация денежно-кредитных политик должна быть эффективно и тщательно выверена и четко разъяснена", — отмечается в релизе по итогам неофициальной встречи лидеров БРИКС на полях саммита G20. Китай вложит в пул резервов 41 миллиард долларов, в то время как Россия, Индия и Бразилия — по 18 миллиардов, ЮАР — 5 миллиардов.
"Выход из программы смягчения представляет существенный риск для мировой экономики, США должны иметь в виду сопутствующие эффекты", — заявил в ходе саммита заместитель министра финансов Китая Чжу Гуанъяо.
Путин, выступая на первом рабочем заседании саммита, отметил, что экономика США растет недостаточно быстро, экономический рост в Японии неустойчив, а в Европе, где "реальный сектор экономики в Европе не получает необходимые финансовые средства из-за пробуксовки механизма финансового посредничества", продолжается рецессия.
"Тревожит ситуация в странах еврозоны в связи с продолжением рецессии", — заметил президент РФ. "Обеспокоенность вызывает снижение темпов роста в государствах с так называемыми формирующимися рынками", — добавил он.
"Успокаиваться рано, наша главная задача — возврат глобальной экономики к устойчивому и сбалансированному росту — пока, к сожалению, не решена, а значит и системные риски, условия для острого кризисного рецидива сохраняются", — заявил Путин.
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу не разделил тревог, заявив на пресс-конференции, что в европейской экономике "ситуация намного лучше, чем раньше". "Как мы всегда говорили, евро останется очень стабильной, сильной и заслуживающей доверия валютой", — сказал Баррозу.
По итогам первого дня саммита лидеры G20, как рассказал Силуанов, пришли к, казалось бы, парадоксальному выводу: фискальная консолидация не приводит к остановке экономического роста. Когда страна проводит ответственную бюджетную политику, это сразу видно инвесторам, которые с большей охотой вкладывают свои средства в национальную экономику, пояснил министр.
Лидеры "двадцатки" также приняли решение о снижении долгов и дефицитов бюджетов как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе. Они единодушно одобрили план содействия росту экономики и занятости, частью которого является принятие норм по стимулированию инвестиций и предотвращению волатильности потоков капитала.
Основными результатами председательства России в G20 являются активизация работы по государственным заимствованиям, подведение результатов по проблеме системно значимых банков, а также выход на конкретные договоренности по вопросу биржевых деривативов, констатировал в четверг директор департамента международных финансовых отношений Минфина, финансовый су-шерпа в G20 Андрей Бокарев.
Силуанов рассказал, что главы государств на первом заседании одобрили дополнительные требования по надзору за системно значимыми финансовыми институтами, к которым отнесены 28 крупных банков и девять страховых компаний.
"К таким банкам будут предъявлены требования по надзору, дополнительные требования к обязательствам акционеров таких организаций, повышенные требования с тем, чтобы ответственность за судьбу этих организаций все-таки несли акционеры в первую очередь, и дополнительные требования по пруденциальному надзору", — отметил министр.
Лидеры G20 также в целом поддержали план действий по регулированию сектора теневого банкинга (shadow banking), который замглавы Минфина Сергей Сторчак охарактеризовал как "очень жесткий". Он отмечал, что разработка рекомендаций в данной сфере велась давно, однако только в год председательства России страны перешли к обсуждению конкретных мер.
Не все удалось
Вместе с тем по одному из приоритетов председательствующей в "двадцатке" России пока не удалось выполнить намеченные планы. Это реформа МВФ, решение о которой было принято еще в 2010 году и утверждено фондом в 2010 году: передать 6% квот и голосов развивающимся экономикам.
"Это то направление, где нам в этом году не удалось достичь тех результатов, на которые мы рассчитывали в начале председательства, в силу объективных причин", — сказал финансовый су-шерпа в G20 Бокарев журналистам.
Выступая на саммите, Путин призвал партнеров по "двадцатке" ускорить проведение реформы МВФ. По его словам, это решение будет во многом определять эффективность и легитимность деятельности и МВФ, и "двадцатки". Пока же, констатировал президент РФ, реформу сдерживает отсутствие решения о ратификации договоренностей 2010 года. В первую очередь процесс тормозится из-за того, что реформа не прошла ратификацию в парламенте США.
Однако российская сторона не теряет надежды на сдвиг реформы МВФ. "Я надеюсь, что до конца года мы сможем обеспечить определенные результаты и постараемся достигнуть каких-либо конкретных договоренностей", — сказал Бокарев.