Мария Токмашева
Венецианский кинофестиваль подходит к концу: из 20 картин журналисты не видели только одну – "Террасы" Мерзака Аллуаша, пресс-показ которой состоится сегодня утром. В числе последних претендентов на главный приз оказались две документальные ленты – "Священная окружная" итальянца Джанфранко Роси и "Неизвестное известно" американца Эррола Мориса. Вне конкурса также показали довольно занимательный документальный фильм о популярном женском движении Femen.
Эррол Морис – известный в мире документалист, чьи фильмы отмечены наградами Берлинале и Сандэнса, а главное – премией "Оскар". Заветную киностатуэтку он получил в 2004 году за картину "Туман войны", в которой бывший министр обороны США Роберт С.Макнамара представлял свою историю войн прошлого столетия. Макнамара поставил среди американских чиновников рекорд пребывания на посту министра обороны – он занимал эту должность семь лет и был министром обороны во время Вьетнамской войны. Однако потом не раз заявлял о том, что курировал эту операцию только из лояльности к политике администрации США.
Героем нового фильма Мориса также стал бывший американский министр обороны Дональд Рамсфелд. На этом посту он работал дважды – в администрации Джеральда Форда в 70-х и в администрации Джорджа Буша-младшего в начале 2000-х. Считается, что именно Рамсфелд играл решающую роль в планировании ответного удара США после событий 11 сентября 2001 года, который включал в себя две войны в Ираке и Афганистане. Выйдя на пенсию, Рамсфелд написал книгу мемуаров "Неизвестное известно", которая и легла в основу фильма Мориса.
Фильм начинается со знаменитой цитаты Рамсфелда: "Есть то, о чем мы знаем, что мы это знаем. Есть то, о чем мы знаем, что мы этого не знаем. Но есть и то, про что мы не знаем, что мы этого не знаем" и сначала рассказывает о событиях, происходящих незадолго до и некоторое время после 11 сентября. В кадрах хроники Рамсфелд предстает авторитетным, даже жестким политиком, настаивающим на расширении влияния США в Ираке, Афганистане и других ближневосточных территориях. В интервью, которое он дает Морису, Рамсфелд – крайне обаятельный и харизматичный человек с хорошим чувством юмора. Он рассказывает о становлении своей карьеры, о работе в администрации Форда, о своем отношении к военным операциям. "Хочешь мира, готовься к войне", - повторяет древнее изречение Рамсфелд и, кажется, не особо жалеет о совершенных им поступках, хотя периодически и говорит о том, что война – это потеря главной ценности - человеческих жизней.
С точки зрения кинематографа, "Неизвестное известно" представляет собой вполне обычный американский документальный фильм, сочетающий в себе интервью главного героя и кадры исторической хроники. Никаких откровений и интересных режиссерских ходов в этом нет. С политической же точки зрения, с учетом обостряющейся ситуации в Сирии, фильм Мориса, который, как и многие его предыдущие картины показывает обратные стороны войны, имеет все шансы, чтобы стать хитом телепоказа и получить как минимум номинацию на "Оскар".
Фильм Джанфранко Роси "Священная окружная" политику не затрагивает. Рассказывает он о жизни людей, так или иначе связанных с римской кольцевой автодорогой. Здесь и жители расположенной на окраине Рима панельной новостройки, и живущие недалеко от дороги рыбаки, и сотрудники скорой помощи, спешащей на вызов, чтобы спасти жизнь очередного лихача, и даже итальянская съемочная группа, которая арендует для своего творчества помещение на окраине Рима. Вся эта мозаика жизней, объединенных лишь окружной дорогой, смотрится на удивление увлекательно и даст фору по искренности своего высказывания многим показанных в рамках конкурса художественным картинам.
Лента "Украина не бордель" молодой австралийки Китти Грин, посвященная женскому движению Femen, вообще выглядит довольно провокационно. За последнее время Femen узнали все, ну или почти все – не только в родной Украине, у нас в России, но и по всему миру. Все относятся к девушкам по-разному. Большинство знает лишь, что и в мороз, и в зной они выходят на политические протестные акции топлесс, и, вроде бы, считаются феминистками. В фильме Китти Грин показаны прошлогодние акции движения на территории Украины, рассказано о частной жизни девушек, а главное – об их предводителе: "патриархе движения против патриархата" Викторе Свитском, который на сайте организации обычно называется политологом.
Главные фильмы 70-го Венецианского кинофестиваля - в фотоподборке проекта Weekend >>
И если кадрами с "выступлениями" Femen уже никого не удивишь (их можно в любое время найти на Youtube), то интервью с самыми активными участницами движения и их родителями открывают много нового. Надо отметить, что почти все девушки живут в старых, явно построенных в советское время и явно съемных киевских квартирах. В них они и дают интервью Грин: рассказывают, как вдруг оказались в Femen, что они думают по поводу феминизма и как вообще собираются жить дальше. Почти каждое интервью – в особенности в самыми медийными девушками Инной и Александрой Шевченко – прерываются звонками от того самого Виктора Свитского, который рассказывает им, что и как делать на очередной акции. Смотрится это все довольно дико, ведь девушки, чья популярность по сути и началась с лозунга "Украина не бордель", сами попали в точно такую же организацию, занимающуюся, правда, не сексуальными, а политическими услугами. Впрочем, далеко не все из участниц движения это понимают. В основном, в Femen, согласно фильму, состоят девчонки без определенного рода занятий. Одна из участниц движения, правда, рассказывает, что она "просто танцует" в ночном клубе и даже в первое время серьезно переживала по поводу того, что "днем она борется за феминизм, а по ночам танцует для секс-туристов". Но потом этот комплекс отпал, девушка стала оправдывать себя тем, что так она расплачивается за свою финансовую независимость. "Возможности зарабатывать интеллектом необходимые мне деньги у меня нет", - честно заявляет героиня, не поясняя при этом, не позволяет ли ей зарабатывать деньги собственно интеллект или какие-то внешние обстоятельства. Родители девушек дают интервью с еще большей прямотой. "Вот если бы у вас был ребенок без ноги, вы бы его любили, так ведь?! А вот у нас без мозгов! Ну что мы можем поделать?", - говорит отец одной из девушек.
В общем, фильм этот посмотреть стоит – в особенности тем, кто движение Femen идеализирует.
Хотя самим девушкам фильм, судя по всему, понравился. Не зря же они приехали в Венецию на его премьеру. Полностью одетые пришли представить эту картину и продемонстрировать случившиеся с ними за год метаморфозы. Девушки научились хорошо говорить по-английски и в ответе на любой вопрос рассказывать исключительно о Femen, об их идеях и важности их акций. Совсем недавно они покинули Украину и пока обосновались в Европе – в своем парижском офисе. Заметно, что движение Femen трансформируется и девушки постепенно отстраняются от своего идеолога Виктора Свитского, задумываются наконец о том, что феминистическое движение должно иметь не отца-покровителя, а все-таки мать.