МОСКВА, 29 авг — РИА Новости. До выборов мэра Москвы остается менее полутора недель, и кандидаты стараются использовать все формы агитации, в том числе — несмотря на расцвет интернета — предвыборные газеты. Большинство таких изданий рассказывает о кандидатах, их текущей деятельности и предложениях по решению городских проблем, однако некоторые газеты подходят к вопросу творчески, размещая сканворды, комиксы, анекдоты и советы для садоводов.
Выборы мэра Москвы запланированы на 8 сентября. На пост столичного градоначальника претендуют шесть кандидатов: врио мэра Москвы Сергей Собянин, председатель СР Николай Левичев, кандидат от ЛДПР Михаил Дегтярев, лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин, первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников и оппозиционер Алексей Навальный.
Про ежедневную работу
Агитационные газеты выпускают предвыборные штабы практических всех кандидатов, исключение — Сергей Собянин.
В газете, посвященной кандидату от КПРФ Ивану Мельникову, подробно сообщается о его встречах с жителями города, о программе кандидата и команде правительства города, которая будет сформирована в случае его победы. Приводятся высказывания в поддержку кандидата не только от лица лидера компартии Геннадия Зюганова и других известных политических деятелей, но и от учеников Мельникова, обучавшихся у него на курсе в вузе.
Газета о кандидате от ЛДПР Михаиле Дегтяреве выходит в форме агитационного бюллетеня и содержит четыре полосы. Помимо биографии и предвыборной программы издание публикует материалы о его партийной работе, деятельности в Госдуме, а также высказывания лидера партии Владимира Жириновского.
Лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин в своей газете рассказывает избирателям о своей работе за 10 лет, дает оценку политики действующего мэра и его предшественника. Издание содержит высказывания известных людей, которые намерены отдать свой голос за Митрохина.
В газете о кандидате в мэры Алексее Навальном много внимания уделяется вопросам борьбы с коррупцией. Также рассказывается о семье кандидата, финансировании кампании и встречах с москвичами.
Газета кандидата от "Справедливой России" Николая Левичева самая объемная — 16 страниц. Помимо высказываний самого Левичева, издание подробно рассказывает о деятельности других партийных деятелей, в том числе актрисы Риммы Марковой и депутата Госдумы Елены Мизулиной.
Творческий момент
Агитиздания некоторых кандидатов также содержат и менее официальную информацию.
В газете о Левичеве половина страниц отведена под различные рубрики — здоровье, рецепты, советы садоводам, рубрика "вопрос-ответ". К примеру, в газете размещены материалы "Секреты мужского долголетия", "Волшебный шиповник", "Диагноз-50. Золотой возраст", "Добродушный бульдожка французской породы", "Стоматолог для кролика".
Кроме того, печатаются и стихи в поддержку кандидата: "Все на выборы пойдут и свой голос отдадут. Справедливый мэр Москвы — это Левичев и ты".
В издании также опубликован комикс с участием Левичева и других кандидатов, и сканворд на последней странице. В одной из газет был размещен кроссворд с вопросом "еврей?", предполагающим ответ, который должен уместиться в три квадратика. В Общественной палате назвали случившееся пиаром глупости и примером внутренней диверсии.
В газете КПРФ есть рубрика "Анекдот в тему". К примеру, под статьей, где рассказывается о дороговизне жилья, напечатан анекдот: "Снять недорогую квартиру в Москве можно только на фотоаппарат". Компартия через агитпродукцию старается привлечь и молодежь. На одной из полос размещено изображение молодой пары, одетых в наряды красного цвета, с подписью "Сегодня актуально красное".
Остальные же кандидаты ограничились официальной информацией в агитматериалах.
Газета обязательна
По мнению гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, агитационные газеты — это обязательное условие ведения избирательной кампании.
"Наглядная агитация — это непременный атрибут работы любого штаба <…> Хотя газетный формат в данной кампании играет гораздо меньшую мобилизующую роль, чем встречи с гражданами", — сказал он.
По его словам, такие газеты имеют минимальную информативность и вряд ли могут привлечь внимание. "Скорее заметят отсутствие газеты", — отметил он.
В свою очередь глава фонда "Стратегия-2020" Михаил Ремизов, напротив, отмечает важную роль агитгазет. "Газета является носителем информации, которая доходит до избирателей. Но они играют роль не для фаворитов гонки", — сказал он.
Ремизов добавил, что граждане нередко в последний момент принимают решение о том, за кого будут голосовать на выборах. "Думаю, на этих людей эти газеты могут оказать влияние", — считает эксперт.