Рейтинг@Mail.ru
Мрачный сказочник, или Все, что вы хотели узнать о Тиме Бертоне - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мрачный сказочник, или Все, что вы хотели узнать о Тиме Бертоне

Читать ria.ru в
Дзен

Сегодня мрачному сказочнику Тиму Бертону исполняется 55 лет. Этот "неформатный" голливудский режиссер известен не только своими готическими фильмами, но и кукольной анимацией, дружбой с Джонни Деппом, романом с Хеленой Бонэм Картер: обо всем этом и даже больше - в обзоре проекта Weekend.

Трудное детство, деревянные игрушки

Что ни говори, а более идеального объекта для психоанализа, чем Тим Бертон, не найти. Как утверждают фрейдисты, все мы сегодняшние - родом из детства, и именно нашим детским обидам, комплексам и прочим душевным травмам мы обязаны не только взрослыми неудачами, но и большими свершениями. "Если вы когда-нибудь испытывали одиночество, отчужденность, ощущали себя аутсайдером, то эти чувства вас уже никогда не покидают. Вы можете стать счастливым и успешным, но внутри эти переживания все равно остаются с вами", - рассуждает сегодня дважды оскаровский номинант Бертон.

Когда-то давно, а точнее в 1990 году, после первых громких успехов - фильмов "Большое приключение Пи-Ви", "Битлджус" и "Бэтмен" - режиссеру "развязали руки" и разрешили снять картину на свой вкус, страх и риск. Этой лентой стала комедия положений "Эдвард руки-ножницы" - знаменательная в том числе и потому, что прообразом "мещанского" городка, где разворачиваются события, послужил Бербанк, штат Калифорния. Там, на Эвергрин-стрит, недалеко от аэропорта и местного кладбища Вальгалла, и прошло детство Тима Бертона. И, кажется, мальчик ощущал себя в этом "абсолютно нормальном" американском городке таким же лишним (если не сказать "фриком"), как недоделанный киборг Эдвард.

© 20th Century Fox
Кадр из фильма "Эдвард руки-ножницы"

"Думаю, атмосфера, в которой я вырос, была своего рода иллюстрацией к слову "нормальность".<...> Не знаю, типично ли это американская история, или, может, она была такой, когда я рос, но все было пропитано духом консерватизма и конформизма. Помню, к примеру, как на протяжении многих лет меня заставляли посещать воскресную школу при церкви, хотя мои родители были не очень-то и верующими. На самом деле, никто не был по-настоящему верующим, просто надо было соблюдать "внешние приличия". Но настоящей страсти к религии ни у кого не было. Страсти не было вообще ни к чему - только тихая, безвольная, угнетающая повседневность, вроде палитры без красок".

Не очень-то помогали Бертону адаптироваться и его родители - по воспоминаниям режиссера, окна в его комнате, руководствуясь непонятной целью, заложили кирпичами, оставив лишь небольшие "форточки" сверху.

Дальше - предсказуемое развитие событий: Тим записался в "неформалы", слушал панк, смотрел дешевые ужастики на дневных сеансах, мало общался со сверстниками и много времени отдавал самообразованию и творчеству. Кстати, талант мальчика в рисовании открыла... местная "мусоровозка"! Учась в 9 классе, Бертон выиграл конкурс на лучший агит-постер по теме "не сорить!" - его вдохновенная работа украшала все грузовики местной компании в течение года.

Монстр-сельдерей и диснеевская анимация

Развивать свои задатки художника Бертон решил в Cal Arts - Калифорнийском университете искусств. "Помню, когда я учился в Cal Arts, очень страдал от того, что мне не даются изображения с натуры. Реалистичные картины у меня выходили из рук вон плохо. И вот настал такой день - я делал зарисовки на фермерском рынке и вдруг осознал. Я сказал сам себе: "Плевать, если я не умею рисовать, как надо, я просто буду рисовать так, как сам считаю правильным!" Этот момент стал для меня личным прорывом, я не только продолжил рисовать "свое", но и стал получать от этого удовольствие", - вспоминает сегодня режиссер.

По завершении ВУЗа, в 1979 году, юноша был принят не куда-нибудь, а сразу на студию Уолта Диснея. Большим боссам приглянулась анимационная работа студента "По следам монстра-сельдерея". Но с самобытным художником, пусть и новичком в мультипликации, все пошло не так гладко - Бертону было тяжело "штамповать" безупречных принцесс, умильных птичек и няшных зверушек. "Я не мог даже сымитировать этот стиль. Мои лисы выглядели так, словно попали под машину", - признавал он.

И раз персонажи все равно выглядели так - почему бы не снять короткометражку о собачке, действительно попавшей под машину, и ее хозяине, мальчике-ученом, решившем оживить любимца? Однако в далеком 1984 году руководство Disney замысел не оценило - черно-белую картину сочли слишком "тяжелой" и совсем не детской. Оскорбленный Бертон покинул студию. Правда, потом вернулся, и снова ушел, и опять вернулся - и так до тех пор, пока режиссерское кресло и "кинохлопушка" не заменили Тиму блокнот и маркер (кстати, их Бертон до сих пор постоянно носит с собой - чтобы в момент вдохновения тут же набросать очередной скетч).

© Warner Brothers
Кадр из мультфильма "Труп невесты"

"Я восхищаюсь аниматорами, мне нравится участвовать в анимационных проектах, но сам я плохой аниматор - у меня не хватает терпения", - считает сегодня Бертон.

И все же на его счету три вполне успешных мультфильма - культовый "Кошмар перед Рождеством" 1993 года, "Труп невесты" 2005 года и анимированный "Франкенвини" 2012 года. Подробнее о мультике читайте в рецензии "Франкенвини" и вопросы Тима Бертона взрослым >>

Большое кино и страшные сказки

Дебют Бертона в полном метре состоялся в 1985 году - известный американский комик Пол Рубенс случайно увидел того самого короткометражного "Франкенвини" и пригласил автора-новичка режиссировать фильм с ним в главной роли. "Большое приключение Пи-Ви" собрало неожиданно солидную кассу, и небезызвестная студия Warner Bros. подписала с режиссером долгосрочный контракт.

"Был такой момент, еще в школе - к экзамену нам было задано написать 20-страничную рецензию на книгу про Гудини. Думаю, кстати, что она бы мне понравилась, но тогда я ее не прочитал и вместо рецензии решил сделать короткометражку по мотивам биографии Гудини. Я там снимал себя связанным на железнодорожных путях и все в таком духе - это, конечно, было абсолютным ребячеством, но почему-то произвело сильное впечатление на учителя и я получил "пятерку". Думаю, это и был тот "поворотный момент", когда я решил, что мог бы заняться кино", - вспоминал Бертон свой первый опыт съемок.

© Warner Brothers
Кадр из фильма "Битлджус"

В рамках сотрудничества с Warner Bros. в 1988 году он снял фантастический фильм "Битлджус". Комедия о привидениях, загробном мире и эксцентричном экзорцисте "наоборот" стала первым опытом работы режиссера с актером Майклом Китоном, затем сыгравшим главную роль в обоих бертоновских "Бэтменах".

Экранизации популярного комикса собрали около 678 миллионов долларов, и, в отличие от других коммерчески выгодных, но чуждых художественному амплуа режиссера проектов вроде "Планеты обезьян" и "Марс атакует!", получились вполне в духе "классического Бертона". "В комиксах я верю только самым невероятным персонажам!" - сообщал режиссер. "Бэтмен" 1990 года и "Бэтмен возвращается" 1992 года собрали внушительный актерский состав - Джек Николсон в роли Джокера, Денни ДеВито в роли Человека-пингвина, эталонная Женщина-кошка Мишель Пфайффер, Кристофер Уокен, Ким Бейсингер.

© Warner Brothers
Кадр из фильма "Бэтмен возвращается"

И все же главной "фишкой" Бертона остаются не его кассовые ленты, а его фирменные сказки-ужастики. "Мне всегда нравились сказки, но классические интерпретации все же не для меня. Мне больше нравится брать всем знакомые образы и темы и немного "осовременивать" их. Мне кажется, все эти легенды, поверья и сказки имеют некую психологическую подоплеку, которая не устаревает, - а потому их можно рассказывать "на новый лад" без вреда для заложенной в них идеи", - считает Бертон.

Что же до тяги к "страшилкам", режиссер вспоминает: "Я вырос на вампирских фильмах. Мои родители говорили, что я смотрел фильмы о монстрах еще до того, как научился ходить. Я всегда любил всяких монстров, вампиров. Очень во многих странах есть легенды о вампирах, фольклор, мифология. Это очень сильный символ".

В 2012 году на большие экраны вышли сразу два "вампирских" фильма, созданных при непосредственном участии Бертона, - лента Тимура Бекмамбетова "Президент Линкольн: Охотник на вампиров" и черная комедия "Мрачные тени", которая стала восьмой совместной работой Тима Бертона с его "комрадом" и кинематографическим единомышленником Джонни Деппом.

Бертон и Депп: брат, друг и трубкозуб

А начало многолетнему сотрудничеству в 1990 году положила та самая судьбоносная лента "Эдвард руки-ножницы". В качестве альтернативных кандидатов на главную роль рассматривались Том Круз, Роберт Дауни-младший и вечный конкурент Деппа на кастингах Джим Керри. Однако Бертон предпочел именно Джонни, возможно, как признание за жертвы - ради роли актер сбросил, шутка ли, 11 кг.

© AFP/Pierre Verdy
Тим Бертон и Джонни Депп на официальной презентации фильма "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит" в Париже, 16 января 2008 года

За успешной совместной картиной последовали другие - "Эд Вуд", "Сонная лощина", "Труп невесты", где Депп участвовал в озвучке, и "Чарли и шоколадная фабрика" по мотивам одноименной повести Роальда Дааля 1964 года. Спонсором этой ленты (и, в частности, настоящей шоколадной реки) выступила корпорация Nestle, предоставившая для съемок около 1,850 плиток шоколада. Помимо реки, настоящими в фильме были и леденцы на деревьях, и мятные конфеты, и плантации розового сахарного тростника, и даже "озверевшие" белки в Ореховой комнате - специально для сцены их нападения на избалованную девочку было привлечено и натренировано около 40 особей. Ненастоящей была разве что пугающая "голливудская" улыбка Джонни и его парик в стиле Анны Винтур (знаменитый главред американского Vogue с "ласковым" прозвищем "ядерная зима" - Nuclear Wintour/Winter). Прическа Винтур и подсказала Деппу внешнее воплощение Вилли Вонки.

© Warner Brothers/Village Roadshow Pictures
Кадр из фильма "Чарли и шоколадная фабрика"

Следующей копродукцией стал мюзикл 2007 года "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит" на основе бродвейской постановки 1979 года. Та, в свою очередь, создавалась под влиянием популярной британской истории об убийце-брадобрее, который перерезал своим клиентам горло и пек пирожки с их мясом. Тим Бертон по-своему воплотил трагическую историю Бенджамина Баркера, "вышедшего на тропу войны", чтобы отомстить за жену и дочь. Кстати, ради участия в мюзикле Депп брал уроки вокала - говорят, в перерывах между съемками фильма "Пираты Карибского моря: На краю света" Джонни расхаживал по съемочной площадке и распевал партии своего брадобрея.

"Он [Тим Бертон – прим. ред.] может попросить меня сделать ради фильма что угодно. Если в следующем ему будет нужно, чтобы мой герой занялся сексом с трубкозубом, я это сделаю", - откровенничал Депп.

До трубкозуба (к счастью) дело не дошло, и после кровавого стилиста Бертон предложил Деппу действительно подходящую роль - Сумасшедшего Шляпника в экранизации кэролловской "Алисы в стране чудес". Сборы этой картины 2010 года составили более миллиарда долларов.

Последняя на сегодняшний день совместная работа Бертона и Деппа - лента "Мрачные тени" - стала полнометражным переложением популярного сериала 60-70-х, горячо любимого не только Деппом, но и Мишель Пфайффер, которая "по старой дружбе" сама позвонила режиссеру с просьбой утвердить ее на роль владелицы поместья Коллинвуд. Ради "вампирской" роли Депп придерживался особой диеты из низкокалорийных фруктов и зеленого чая, и, в результате, с весом в 63,5 килограмма действительно мог похвастать обликом живого мертвеца: "Мы решили, что вампир должен выглядеть как вампир. Это было нашим бунтом против вампиров, которые выглядят как модели нижнего белья". На какие только жертвы не пойдешь во имя искусства и из личной приязни к режиссеру, которого Джонни Депп в интервью уже давно величает "братом, другом и отцом своего крестника".

© Warner Bros. Pictures
Кадр из фильма "Мрачные тени"

И немного о личном...

Кстати о крестнике, Билли Рэй Бертон (мальчика назвали в честь прадедушки по отцовской линии) родился 4 октября 2003 года. С его мамой, британской актрисой Хеленой Бонэм Картер, режиссер познакомился на съемках "Планеты обезьян" в 2001 году. На тот момент Бертон вот уже девять лет встречался с моделью, актрисой и танцовщицей Лизой Мэри, которую снимал в каждом своем фильме, и "Планета обезьян" не стала исключением. Бонэм Картер подружилась с девушкой, подолгу выслушивала рассказы о милых чудачествах Бертона вроде необычного подарка на помолвку: вместо пресловутого кольца - маленький золотой слоник в попонке из синего бархата. Подарок, кстати, надо было забрать из магазина сувениров в Гонолулу, и до заветного места вела нарисованная Бертоном от руки "пиратская" карта. Трогательные истории вкупе с репутацией самого загадочного режиссера Голливуда, конечно, заинтересовали Хелену, а полное равнодушие, граничащее с неприязнью, которое Бертон выказывал ей на съемках "Планеты обезьян" действовало по принципу "чем меньше женщину мы любим...".

Однако вся эта холодность и сдержанность оказалась напускной - вскоре по завершении картины режиссер расстался с Лизой Мэри, переехал в Лондон и начал активно ухаживать за своей "русалкой" Бонэм-Картер. Влюбленные "съехались" быстро и весьма необычным образом - их особняки в Лондоне располагались по соседству, и Тим просто объединил свой дом и дом Хелены в один посредством подземного туннеля.

15 декабря 2007 года в семье родился второй ребенок - дочку после долгих раздумий назвали Нелл. Отношения "самой странной пары Голливуда" длятся уже более 12 лет, причем оформлять их официально знаменитости не спешат.

Подготовила Вера Матвеева

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала