С.-ПЕТЕРБУРГ, 19 авг — РИА Новости, Анжелика Болмат. В Петербурге в последние годы активно развивается гостиничный бизнес, но по-прежнему не хватает отелей, доступных не только обеспеченным людям, но и широкому кругу туристов. Эту нишу частично заполняют хостелы, которые становятся все более популярными. В самых продвинутых из них постояльцам могут предложить не только койко-место, но и возможность сыграть в покер или спеть под гитару.
Хостел добирались до Петербурга 80 лет
В хостелах ("общежитие" в переводе с английского) гостям на короткий или длительный срок предоставляется спальное место в комнате, где часто установлены не только отдельные, но и двухъярусные кровати, и нет никаких дополнительных удобств. Как правило, номера в хостеле расположены по системе блоков или коридоров, а туалеты, душевые и кухня — общие.
"Большинство хостелов, функционирующих в настоящее время, было открыто в 2005 году и позже. Только в 2009 году открылось более 14 хостелов с общим номерным фондом в сто комнат, так что этот сегмент, очевидно, можно назвать растущим", — сказал РИА Новости Дэвид Дженкинс, руководитель отдела гостиничного бизнеса международной консалтинговой компании в области недвижимости Jones Lang LaSalle.
По его словам, хостелы в северной столице, как правило, открываются на базе обычных квартир, включая бывшие коммуналки. "Несколько новых объектов недавно открылись в отдельно стоящих зданиях, как это принято в Европе", — отмечает Дженкинс.
Участники рынка приводят разные данные о количестве хостелов. По их оценкам, в северной столице работает до двух сотен хостелов.
Для экономных путешественников
Основная целевая аудитория хостелов — туристы, стремящиеся сэкономить. Как правило, их клиентами являются молодые люди, путешествующие в одиночку или группами.
"В первую очередь, целевой аудиторией подобных проектов является молодежь и те, кого называют backpackers (букв. "рюкзачники" — ред.) — самостоятельные, экономные путешественники. Это идейные автостопщики, любители велопутешествий, те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, — в общем, те, для кого главным в путешествии является абсолютная свобода действий. Экономя на бытовых расходах, эта категория путешественников стремится увидеть и посетить как можно больше достопримечательностей", — говорит заместитель директора департамента консалтинга Colliers International Санкт-Петербург Евгения Тучкова.
По ее словам, в основном эта категория путешественников представлена студентами из Европы. Средний возраст гостей хостелов — до 25 лет.
Услуги в хостелах также ориентированы на молодежную аудиторию. Обычно в стоимость входят завтрак, чай и кофе, постельное белье и полотенца, сейфовые ячейки, общая кухня с плитой и микроволновой печью, Wi-Fi. В ряде хостелов есть дополнительные услуги — например, экскурсионное обслуживание, прокат велосипедов, стирка одежды.
Креативность определяет успех
По мнению экспертов, в условиях растущего спроса и конкуренции хостелы стараются привлечь гостей особой атмосферой, располагающей к активному общению и новым знакомствам.
"Мы стараемся, чтобы нашим гостям было интересно проводить время вечерами. Мы проводим вечера покера, у нас много настольных игр. В качестве допуслуг у нас обширная программа экскурсий, в том числе по крышам Петербурга", — рассказала представитель одного из хостелов.
В другом хостеле в центре города, где помещения оформлены граффити и рисунками, посвященными року и рок-н-роллу 60-80-х годов, есть музыкальные инструменты и вечерами у гостей есть возможность играть и петь под гитару.
"В гостиной вы найдете мягкие диваны, множество интересных игр — настольный футбол, мини-бильярд, твистер, "Монополия", нарды, шахматы и шашки. Как видите, скучать вам не придется", — говорится на сайте одного из хостелов.
"В настоящее время при создании хостела для успеха проекта требуется, кроме функциональности, применить креативный подход, предусмотреть "фишки" — эксклюзивный дизайн, некую клубность, что привлечет молодежную аудиторию. <…> Современные хостелы — это не просто "коммуналка с двухъярусными кроватями", это некое креативное пространство, объединяющее единомышленников, людей, имеющих схожий образ жизни и много общих интересов. Это место для живого интернационального общения, межкультурного обмена", — резюмировала Тучкова.
Загрузка по сезону
По мнению экспертов, спрос на хостелы, как и на отели в целом, подвержен сезонности, в Петербурге их заполняемость высока с мая по сентябрь.
"Хостелы почти полностью загружены в летний сезон, особенно в период белых ночей в июне. Летом основной спрос наблюдается со стороны иностранных студентов и туристов, путешествующих по России самостоятельно. Осенью и весной, во время школьных каникул, наибольший интерес к размещению в хостелах может формироваться российскими студентами и школьниками, путешествующими группами", — отмечает Дженкинс.
Среднегодовая заполняемость хостелов может быть выше, чем у двух-трехзвездочных гостиниц, которые сопоставимы по условиям проживания. Как отмечают эксперты, срок проживания в хостеле чуть выше, чем в гостинице, и составляет в среднем 3-4 дня по сравнению с 1-2 днями в отеле.
"Обмен диванами" как альтернатива
Сегодня основными конкурентами хостелов является мини-отели. По прогнозам экспертов, в ближайшие несколько лет на рынок Петербурга выйдут и экономичные сетевые гостиницы международных операторов уровня 2-3 звезды. Кроме того, с хостелами соперничают компании и частные лица, предлагающие квартиры в посуточную аренду.
"Еще одна альтернатива хостелу для туристов — все более набирающее популярность в России, особенно в крупных городах, направление Couch Surfing — дословно "диванный серфинг", обмен диванами. Точнее, это обмен квартирами на время и приезд в гости к незнакомому человеку", — говорит Тучкова.
По ее словам, на специальном сайте человек может написать личный запрос другому пользователю, предлагающему свою квартиру, или может оставить "открытый" запрос о поиске временного жилища. О благонадежности человека можно судить по рейтингу участников и отзывах гостей, добавила собеседница агентства.