Рейтинг@Mail.ru
Кинорежиссер Эдгар Бартенев: У зрителя - глаза бога - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кинорежиссер Эдгар Бартенев: У зрителя - глаза бога

© Фото : Дарья ЛоктеваКинорежиссер Эдгар Бартенев
Кинорежиссер Эдгар Бартенев
Читать ria.ru в
Дзен
Об открытиях кинофестиваля "Окно в Европу", возросшем интересе к документалистике и особенностях жанра корреспондент РИА Новости побеседовал с членом жюри конкурса документального кино выборгского - режиссером игрового и документального кино Эдгаром Бартеневым.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 17 авг – РИА Новости. Двадцать первый фестиваль российского кино "Окно в Европу" завершился в Выборге. В конкурсе неигрового кино лучшим признали фильм "Разновесие" Марины Пономаревой, а специальный приз "за нетрафаретный взгляд" достался картине "Москва – Берлин. Завтра война" режиссера Юрия Кузовкова. Об открытиях фестиваля, возросшем интересе к документалистике и особенностях жанра корреспондент РИА Новости побеседовал с членом жюри конкурса документального кино в Выборге — режиссером игрового и документального кино Эдгаром Бартеневым.

Эдгар Гинерович, сейчас все больше людей смотрят документальные фильмы. Как Вы думаете, почему возрос интерес к этому жанру?

Открытие кинофестиваля Окно в Европу в Выборге
Открытие кинофестиваля "Окно в Европу" в Выборге
- А зачем человек смотрит вообще кино? Чтобы обновить себя, посмотреть и понять что-то другими глазами. Что возбуждает человеческий интерес? Все новое. Документалисты – часто или даже всегда – первооткрыватели в технологии кино. Если говорить о мировом авторском кинематографе, то игровики от документалистов отстали на целую эпоху. Зритель это интуитивно чувствует.

– На фестивале, во время обсуждения, Вы сказали, что с такой документалистикой надо закрывать контору…

– Это говорилось в сослагательном ключе. У нас и хорошее кино делается, и на фестивале были хорошие работы, – правда, не так много, как ожидалось, и не того уровня, на который мы надеялись. Да, хотелось бы, чтобы было больше фильмов, которые бы вторгались в наши представления о реальности, оспаривали их, опрокидывали. На мой взгляд, собственно кинематографического: образного, художественного, в неигровом конкурсе было недостаточно. В последние два года я много смотрел разного мирового "дока", поэтому неизбежно воспринимаю российскую документалистику в контексте мировой. Мы отстаем, мы вторичны, мы чересчур консервативны, мы снимаем так, словно за пределами того или иного региона России другой земли и другого кинематографа не существует… Не понимаю до конца, с чем это связано. Мы ведь переживаем революцию в кинотехнологиях и киноязыке: снимать так же, как я снимал 3-4 года назад, я просто не могу позволить себе сейчас.

- Можете назвать примеры качественной, на Ваш взгляд, документалистики в России?

Сергей Шакуров
Члены жюри фестиваля "Окно в Европу" обсудили конкурсные программы
– Есть несколько авторов, которые редко проигрывают, а если проигрывают, то всегда интересно. Есть пласт отличных фильмов, в которых авторский почерк как бы сведен на нет, где автор —  сама реальность, где реальность переигрывает самих авторов. И – если говорить в целом – эти пласты сейчас живут врозь: авторы и реальность, образы и рассказ. Но это только у нас – и, надеюсь, только пока. Мы проходим ученический период, что ли. Поэтому я с надеждой смотрю в две стороны: на учеников Марины Разбежкиной и на ВГИК. Фестиваль – лично для меня – открыл вгиковскую мастерскую Игоря Григорьева. Например, работу Марии Пономаревой "Разновесие". Третий курс, короткий фильм, но о нем уже можно говорить как о произведении киноискусства… Документалист, если он пойдет за потоком реальности или за именами, может не случиться как яркий документалист. Тут важно сохранять автономию. Потому что все, что есть у режиссера — это взгляд, который является "суммой" взаимодействия с реальностью, рождающий в некоторых случаях что-то чудесное.

– Половина фильмов в конкурсе – истории о маленьких людях, которые делают большие дела. Вам не кажется, что это тенденция в документальном кино?

XXI Фестиваль Окно в Европу
Фестиваль российского кино "Окно в Европу"
– Я этой тенденции не уловил. Это константа нашей жизни. Мы все очень маленькие люди. Например, эпические сказания ненцов начинаются с того, что в мире появляется сирота, у которого ничего нет, родителей убили враги, маленький такой, питается рыбой и мышами. А в финале оказывается, что это повествование о боге. Люди в ненецком эпосе становятся богами. И это нормально. Маленькие люди должны быть больше самих себя.

– Должен ли быть документальный фильм остросоциальным?

– Абсолютно нет правил. Вот на фестивале 10 фильмов из 32 посвящены проблемам русской деревни. Но дело-то не в русской деревне, а что вам интересно в ней. Все жители понимают, что про них снимают кино, и вот они жалуются на камеру, как все плохо, как про них забыли. Сама по себе социальная несправедливость — это чересчур очевидный и самый поверхностный слой реальности. А дальше-то… Люди продолжают жить — неважно в каких невыносимых условиях. Если вы публицист, вы уцепитесь за остросоциальную тему.

Вот был фильм "Революция, которой не было" Алены Полуниной. Фильм вроде о нацболах, предвыборной президентской кампании. Но фильм — не политический. Фильм о людях. Конечно, там есть остросоциальная проблематика, но есть еще и другой пласт, который только и делает кино. Если политическая злободневность внедряется в сознание художника, он перестает быть художником. Перестает видеть разнообразие мира. Он становится, как лошадь, которая с шорами бешено скачет по ипподрому.

– Вы рисуете себе образ зрителя, когда снимаете кино?

Кинотеатр Художественный закроют на реконструкцию с 2012 года
Минкультуры намерено выяснить, зачем люди смотрят российское кино
– А зачем его рисовать? Он такой же человек, как и я. Оленеводы, когда они перекочевывают на «материк», ближе к нашей цивилизации, ставят в чуме телевизор и смотрят фильмы. У них очень тонкое и точное чувство художественной правды. Представьте себе аутентичных оленеводов – ненцев, зырян, хантов, – которые хорошо знают фильмы Авербаха, Германа и любят их. А вот сериалы, ток-шоу не понимают. Малейшая неправда их смущает, оскорбляет. Понятие целевой аудитории не стоит лично передо мной. А понятие зрителя — да. Я как-то сам себе сказал, что у зрителя — глаза бога. Я не хочу быть скверным в глазах бога. Это не значит, что я буду снимать непременно высокое кино, обращаться к высоким темам, быть позитивным и так далее. Просто ты уважаешь зрителя и все. Люди, которые смотрят кино, они не менее тонкие и умные, чем ты. Возможно, даже тоньше и умнее тебя. Скорее всего.

– Где вам уютнее в игровом или в документальном кино?

– Я просто не делаю разницы для себя. Кино – первично. Вообще, я – игровик. И то, что я начал делать документально кино, это случайный поворот судьбы. Для себя я определил, что мне интереснее придумывать, чем наблюдать и фиксировать, потому что я вполглаза вижу, вполуха слышу, плохо и мимо говорю. Не уверен, что все видят обязательно так, как я. Я с реальностью в ситуации детской игры, немного дурацкой. Поэтому, даже когда снимаю документальное кино, не могу в себе задушить чувства играющего ребенка.

– Как Вы налаживаете контакт со своим героем?

Зал кинотеатра
В Европе тоже поддерживают свое кино. Но не так, как в России
– Нужно понимать, для чего ты снимаешь кино. Если ты хочешь заработать на теме, почувствовать себя режиссером, это считывается мгновенно. Герои сразу чувствуют, если ты интересуешься собой больше, чем ими. Дальше снимать бессмысленно. Дальше эксплуатация людей. А если ты приходишь без закрытого забрала, сразу возникает доверие. В принципе доверие важней, чем кино. Вот мы едем в поезде, всю ночь говорим с каким-то случайным попутчиком. Почему мы с ним говорим? И почему возникает эта нота высочайшего доверия на одну ночь, чувство ничем не защищенной открытости? Если ваш герои — это ваши спутники, с которыми вы готовы молчать всю ночь или говорить, то они будут вам открываться.

– Герой Вам доверяет, открывается. Вы сохраняете какое-то пространство для него?

– Конечно. К примеру, мой герой напился. Вроде как событие передо мной. Я включаю эпизод в фильм и начинаю на этом спекулировать. Это не художественно, это не раскрывает сущность моего героя. Только если это факт важный для понимания героя, я включу его.

– Когда Вы понимаете, что история закончилась, пора выключать камеру?

– Когда испытываю ощущение исполненности. Ты что-то себе сгрезил. Затем увидел это в ресурсах реальности, но увидел по-другому. И понимаешь, то, что ты хотел, – случилось.

Эдгар Бартенев снял такие фильмы, как "Грядки" (1999), "Вальс" (2001, был отмечен на Каннском фестивале), "Одя" (2003, был отмечен на Каннском кинофестивале), "Яптик-Хэсе" (2006), "Нярма" (2008), "Ломовая лошадь истории" (2010).

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала