НОВОСИБИРСК, 2 авг — РИА Новости, Елена Жукова. Строительство скоростной железной дороги до Красноярска даст новые рабочие места и приток денег в экономику Новосибирской области, но может привести к последующей стагнации в регионе, считают эксперты.
Альтернатива самолетам
Ранее полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский сказал, что строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали от Москвы до Красноярска усилит роль России как транзитной территории, особенно когда скорость доставки грузов морем перестанет удовлетворять запросам современности.
"Такая дорога, безусловно, нужна, потому что летать в Москву людям дорого, если будет скоростная дорога, на которой можно даже за сутки до Москвы добраться — это было бы очень востребовано… Проезд на скоростном поезде должен быть в полтора раза дешевле самолета. Иначе смысла дорога не имеет", — сказал депутат.
По его словам, строительство такой дороги по масштабам можно сравнить только с БАМом.
"Если у федеральной власти хватит политической воли и денег провозгласить такой проект, не проводить после 2020 года Олимпиады, а вкладывать деньги в транспортную инфраструктуру — в дорогу до Красноярска, просто в федеральные трассы, либо в коммуникации… — это было бы прекрасно", — сказал депутат.
"Если рассматривать дорогу не на всем протяжении, а как Новосибирск-Омск, безусловно, на коротких расстояниях выгода для жителей (…) будет, потому что будет явная конкуренция автобусному и автомобильному сообщению. Так как у нас региональное авиационное сообщение в стране практически отсутствует, то на коротких расстояниях дорога выигрышна, а на всем протяжении, наверное, нет", — считает Маркелов.
Кроме того, по его словам, строительство скоростной магистрали даст приток денег в экономику области.
"Новосибирской области это принесет пользу, потому что это будут новое путевое хозяйство, новое электрическое хозяйство, новые рабочие места, загрузка строительных организаций. Как любой мегапроект, он интересен", — сказал Маркелов.
А что потом?
"Инвестиции в транспортное строительство стимулируют рост экономики и рост доходов трудящихся, но потом возникают другие эффекты. Когда инвестирование завершено, то посмотрите, что происходит во Владивостоке — резко падают объемы строительства… Такие мегапроекты имеют оборотную сторону — после них наступает инвестиционная пауза, что для региональной экономики крайне плохо", — считает Дьячков.
По его мнению, гораздо эффективнее и безопаснее наращивать объемы инвестиций постепенно, как это делает в транспортном строительстве правительство Новосибирской области.
"У власти есть выбор: либо вы мягко инвестируете, постепенно наращивая объем инвестиций, либо вы затеваете мегапроект… Японская стагнация наступила как раз потому, что они переинвестировали транспортное строительство, они построили все, и инвестировать стало не во что, эти же проблемы имеет Великобритания", — добавил Дьячков.