ВЛАДИВОСТОК, 20 июл – РИА Новости, Алексей Дёмин. Президент шахматной федерации Приморского края, кандидат в мастера спорта полковник в отставке Вячеслав Цинцадзе накануне Международного дня шахмат рассказал РИА Новости о том, как увлекся этим видом спорта, как создавал шахматные клубы в Приморье и почему сейчас все больше детей увлекаются этой игрой.
Международный день шахмат отмечается 20 июля, в день основания в 1924 году Международной шахматной федерации. Праздник отмечается по решению этой организации с 1966 года. Шахматы как вид спорта признаны в 105 странах мира. Многие рекорды принадлежат российским и советским шахматистам. Рекордсмены по числу матчей за чемпионскую корону были Михаил Ботвинник, Анатолий Карпов и Гарри Каспаров.
-Когда вы увлеклись шахматами и почему выбрали именно эту игру?
— Когда меня спрашивают: с чего ты начинал, отвечаю с улыбкой, что родился с шахматами в руках. Мое детство прошло в Тбилиси. В то время было очень много различных спортивных, технических, творческих кружков, в которых занимались сотни детей.
Шахматами я увлекся еще в школе, был призером многих детских и юношеских соревнований. В турнирах я и мои сверстники участвовали уже с первого класса. Педагогами у нас были любители, чаще всего учителя математики. Эта игра развивала мышление, формировался технический склад ума. Меня захватили и увлекли шахматы, они требовали не только думать, но еще были красивой игрой.
Увлечение шахматами осталось со мной на всю жизнь. После школы я пошел в Харьковское авиационное училище, где продолжил занятия любимой игрой, выступал за училище на многих соревнованиях, завоевывая призовые места. Когда в 1967 году я приехал в Приморье служить в морской авиации Тихоокеанского флота, шахматы у пилотов и техников тоже были очень популярны. Наряду с чемпионатами флота, отдельно проводились турниры в авиации.
Во время службы параллельно занимался шахматами. В воинских частях создавал небольшие кружки шахматистов. Это было просто, ведь тогда в частях в комнатах отдыха обязательно были настольные игры, в том числе – шахматы и шашки. Вместе с сослуживцами мы проводили турниры по субботам и воскресеньям. Выделялись даже на каждого участника по шесть рублей 20 копеек на чай и булочку.
Потом я перевелся служить в Кневичи, там организовал шахматный клуб "Гамбит четырех коней". Затем, когда служил в Шкотово, на кораблях наладил регулярное проведение турниров. Как сейчас помню, некоторые из них специально на обед закрывались и тренировались, чтобы меня обыграть.
Когда в 1987 году я перевелся во Владивосток в Дом Офицеров Флота и стал его руководителем, то первым делом создал шахматный клуб. Проводил различные соревнования, например, шахматы выходного дня, где играли все желающие от матроса до командующего.
-Наверное, шахматы помогали вам знакомиться с людьми, со многими ли вы общаетесь и играете до сих пор?
— Да, с очень многим талантливыми и известными шахматистами я познакомился во время военной службы. Один из самых старых моих друзей Роберт Клочко, ныне тренер по шахматам. Мы с ним бывшие служащие морской авиации, не раз встречались на шахматных турнирах и общаемся до сих пор.
Если однажды "скрестил шпаги" за шахматным столом, то с человеком продолжаешь общаться потом еще долгие годы. Шахматисты постоянно общаются, звонят друг другу, обсуждают хорошие игры и совершенные ошибки.
За шахматным столом нет матроса и адмирала – есть только два соперника, стан черных и стан белых фигур. Даже когда командующий Тихоокеанским флотом адмирал Геннадий Хватов проигрывал, он хвалил соперника и поощрял. Главное не только проигрыш или поражение, но и уважение к сопернику. В шахматах, как и в любом спорте, есть свой этикет. Нельзя не подать руку, иначе могут на турнир не пригласить. Если силен, то доказывай это на доске.
Случалось мне встречаться с чемпионом мира по шахматам Борисом Спасским в 2001 и гроссмейстером Гарри Каспаровым, когда он приезжал во Владивосток в 2005 году. Правда, сыграть с ним я не решился – нужно уметь оценивать свои силы. А вот один из шахматистов-ветеранов Приморья во время сеанса одновременной игры с Борисом Спасским добился ничьей. Встреча с гроссмейстером это всегда большой опыт.
-У нынешней молодежи сегодня немало новых увлечений, в том числе интернет, виртуальное общение, но тянется ли она сегодня к шахматам?
— Я уже больше 23 лет руковожу Приморской краевой шахматной федерацией и могу сказать, что сейчас есть настоящий шахматный бум среди детей, как во Владивостоке, так и в других городах края. Очень много перспективных шахматистов в возрасте от 5 до 15 лет. Все молодые дарования раскрываются во время крупных турниров. Мальчики сильнее интересуются шахматами, чем девочки. Сейчас только отобранных нами 300 юных шахматистов и еще больше просто интересуется этой игрой.
Большинство отсеиваются на уровне школьных соревнований. Лучшие выходят на уровень городских соревнований. Вот из них мы выбираем первую пятерку финалистов и начинаем с ними работать. Это своего рода селекция. Уже есть результаты, например, три года подряд Кирилл Шубин у нас чемпион Приморья и Дальнего Востока. Ему всего десять лет, а он уже кандидат в мастера спорта по шахматам.
У детей сейчас все возможности на руках. Они изучают шахматы не только с опытными тренерами, но и через интернет. Огромный объем информации, который они находят в сети, способствует раннему развитию интеллекта. Дети быстро схватывают суть игры в шахматы, активно пользуются техническими новинками. Раньше не было таких возможностей и у родителей. Моя матушка и отец в три смены работали на заводе.
Моя задача на протяжении 20 лет – воспитать гроссмейстера. Но пока это мечта. Многие останавливались на звании международных мастеров. Я возлагаю очень большие надежды именно на молодежь. Вот Шубина и еще нескольких шахматистов думаем привести к чемпионским титулам, главное им в 10-12 лет попасть в российскую шахматную федерацию.
-А как дела обстоят у молодежи постарше, многие ли продолжают увлекаться шахматами, участвовать в турнирах, когда взрослеют?
— Тех, кто взрослее 15-16 лет, с каждым годом все меньше и меньше. Детский азарт проходит, появляются другие интересы, молодежь бросает увлечение шахматами. Тем более если нет высоких результатов, то теряется запал и у родителей.
У взрослых проблема в том, что не всегда есть возможность участвовать в больших турнирах. Обычно они длятся полторы недели, и не всякий может присутствовать все время. Раньше шахматистов официально отправляли на турниры за счет предприятий, профсоюзов. Но прошли те времена, когда за шахматистом Робертом Клочко специально присылали АН-2, чтобы он мог участвовать в турнире.
Сейчас работодателям невыгодно, что их сотрудник на несколько дней просит отгул, поэтому многие отказываются просто потому, что некогда. Хотя шахматы не бросают, но для спортсменов всегда соревнования были очень важной частью жизни. Пропускать чемпионаты очень неудобно, ведь после каждой серии игр шахматисту есть что проанализировать, оценить ходы, понять ошибки – мастерство от этого только возрастает.
В Приморье есть 11 международных мастеров по шахматам. Однако профессиональной шахматной команды у нас нет. Шахматная федерация держится в основном на студентах. Однако местные власти это не интересует. Видимо, поменялось в нашей жизни отношение к любительскому спорту.
-Что больше всего беспокоит сейчас руководство Приморской краевой шахматной федерации?
— Сейчас в шахматных клубах края немало проблем, в том числе финансовых. После 90-х многое рухнуло. Был прекрасный клуб в Уссурийске, но его не стало. Во Владивостоке было два хороших шахматных клуба на Партизанском проспекте и рядом с центральной площадью, но и их уже нет. Когда-то в Пушкинском театре был клуб, созданный еще в 30-х годах прошлого века.
Кроме того, раньше очень хорошо были развиты на Тихоокеанском флоте. Флот проводил мемориальные турниры памяти адмирала Сабанеева и приморского гроссмейстера Зайцева. Во Владивостоке в Адмиральском сквере были сеансы одновременной игры. В Доме Офицеров Флота был клуб и на улице Алеутской тоже.
Сейчас шахматы живы в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Нам выделили помещение 160 квадратных метров на острове Русском. Также в крае сохранились клубы в Арсеньеве, Дальнегорске, Уссурийске, Находке и Артеме.
Мода на другие виды спорта, более доходные – футбол, баскетбол, пляжный волейбол. И когда многое измеряется деньгами, шахматы проигрывают, ведь это не зрелищный вид спорта. Есть непонимание между старыми тренерами и теми, кто хочет просто с детей деньги за турниры собирать. Бизнес-планы, бизнес-проекты, как ржавчина поели нравственную, эстетическую и интеллигентную стороны шахмат.
Победителям помогают конечно, например, их поездки на соревнования финансирует краевой спорткомитет: оплачивают проживание, питание, дорогу. Хотя в международную федерацию шахмат очень сложно попасть местным игрокам.
Так, я хотел, чтобы молодой международный мастер Гриценко поучаствовал в чемпионате, но ему не хватает 50-ти очков, у него 2400, а нужно 2450. А такое можно получить только в Москве. Там турниров много. Поэтому я стараюсь приглашать именитых игроков во Владивосток.
-Какие перспективы у шахматного спорта в Приморье, что нового появится и как он будет развиваться в ближайшие годы?
— Мы сейчас по лекалам шахматного факультета Белгородского государственного университета планируем создать свой, где мы могли бы готовить тренеров, судей и специалистов, то есть, собственных шахматистов. Есть у нас люди, которые хотят связать свою жизнь с такой профессиональной деятельностью.
Все должно изменяться сверху. Талантливые дети у нас есть. Главное этих десятилеток сейчас подхватить и помочь им реализовать себя как профессиональных шахматистов. Растет другое поколение, которое уже с детства сходу находит шахматные комбинации в интернете. У них расширяется кругозор.
Развиваться местным шахматистам помогают именитые мастера. Во Владивостоке уже третий год подряд проходит сессия региональной гроссмейстерской школы. На нее приглашаются известные шахматисты со всей России, дети учатся у них и это уже более высокий профессиональный уровень.
Очень стремительно все развивается за счет новых технологий. За счет всего этого произошел существенный качественный скачок. Задача шахматной федерации и тренеров научить молодежь мыслить. Если хоть одного ребенка удастся научить грамотно играть в шахматы – это большой успех.