С.-ПЕТЕРБУРГ, 18 июл – РИА Новости. Мировая практика свидетельствует о том, что города, где есть крупные спортивные объекты, опережают в своей развитии обычные мегаполисы. По мнению экспертов, в России на роль крупного спортивного центра может претендовать Петербург, а для создания такой рекреационной зоны лучше всего подходит Крестовский остров.
Спортивные объекты помогают развитию городов
По данным из открытых источников, к числу городов, социально-экономическое развитие которых в значительной степени ускорилось благодаря спортивным объектам, относится, в частности, Мюнхен. В конце 60-х годов прошлого века здесь появился Олимпийский парк на природе (Olympische Spiele im Grünen), центром которого является футбольный стадион на 60 тысяч человек. Помимо главных событий Олимпийских игр 1972 года, на нем успели пройти как концерты Rolling Stones и Майкла Джексона, так и месса Папы Римского, а район, где расположен Олимпийский парк, в настоящее время является одной из самых известных и фешенебельных частей Мюнхена.
Лондон, где к последней Олимпиаде был сооружен парк имени Королевы Елизаветы, может стать еще одним примером позитивного влияния спортивных объектов на городскую среду. Это общественное пространство площадью 2,5 тысячи квадратных километров делится на две зоны: южную, где сконцентрирована большая часть спортивной и туристической инфраструктуры, и северную – природно-ландшафтную. После Олимпийских игр парк временно закрыли для посетителей, и его работа должна возобновиться в конце июля. О намерении арендовать главное спортивное сооружение — стадион на 80 тысяч зрителей, с трех сторон окруженный водой, — уже заявили клубы "Тотэнхэм" и "Вэстхэм".
Сооружениями смогут воспользоваться не только профессиональные спортсмены
Специалисты выделяют два типа инновационных рекреационных зон, связанных со спортивной деятельностью. К первому типу относятся парки, которые сооружаются целевым назначением под проведение каких-либо масштабных мероприятий – например, Олимпийских игр или Чемпионата мира по футболу. Ко второму типу относятся спортивные зоны, которые проектируются с прицелом на их повседневное использование, хотя их инфраструктура позволяет также организовывать крупные соревнования.
"Именно второй вариант признается исследователями наиболее перспективным. Опыт Сиднея и некоторых других олимпийских городов показал, что если изначально не заложена идея последующего использования возникшего городского пространства, то последующее привлечение туда горожан и туристов проблематично, а расчет на регулярное проведение мега-событий не оправдывается", — говорит Ольга Чепурная, спортивный социолог, доцента факультета свободных искусств и наук СПбГУ.
По ее мнению, оптимальный сценарий вписывания крупных спортивных объектов в городскую среду должен предполагать сочетание любительского, массового и профессионального спорта, а также иметь символическую и физическую связь с остальной городской средой. Кроме того, нужно соблюдать баланс между платными и бесплатными услугами.
"Это такое пространство, где каждый горожанин и турист найдет для себя привлекательное занятие по средствам, со свободным доступом, которое не создает ощущение оторванности от города в целом", — считает Чепурная.
Первый спортивный парк появится на Крестовском острове
По мнению экспертов, эта тенденция позволяет говорить о перспективах превращения Крестовского острова в спортивную рекреационную зону европейского уровня. "Крестовский остров исторически представляет собой спортивную зону Санкт-Петербурга. Здесь активно развивался футбол, гребля, теннис и другие виды спорта. Поэтому, например, новый стадион гармонично вписывается не только в существующие реалии, но и в сознание горожан. Образно говоря, Крестовский — это спорт", — говорит президент Института строительных проектов Светлана Смирнова.
Развитие Крестовского острова в этом качестве предусматривает совершенствование транспортной инфраструктуры – в частности, строительство новой станции метро "Новокрестовская". Кроме того, городские власти рассматривают возможность создания канатной дороги в качестве одного из вариантов доставки болельщиков на матчи, которые будут проходить на новом футбольном стадионе "Зенит-Арена", рассчитанном на 68 тысяч человек. Как сообщал в июне генеральный директор городского Центра транспортного планирования Рубен Тертерян, две линии этой канатной дороги обеспечат перевозку 10 тысяч пассажиров в час. По его словам, существующая транспортная инфраструктура Крестовского острова, где строится стадион, позволяет вывозить 24 тысячи человек в час. С вводом в 2017 году "Новокрестовской" этот показатель возрастет до 36 тысяч человек в час.
Что касается опасений по поводу того, что элитное жилье, которое в настоящее время находится на Крестовском острове, упадет в цене на фоне активного спортивного строительства, то эксперты прогнозируют условное разделение этой территории на жилую и спортивную части. По мнению председателя совета директоров Агентства развития и исследований в недвижимости Андрея Тетыша, рост доступности Крестовского для любителей физкультуры спорта не создаст проблем для обладателей частных резиденций.
"Благодаря крупным строящимся объектам, остров станет более доступным, при этом произойдет некое разделение Крестовского острова на зону рекреации и зону жилой застройки", — считает эксперт.

