Рейтинг@Mail.ru
Фантазии Яна Гейла, за которые москвичам стоит повоевать - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Фантазии Яна Гейла, за которые москвичам стоит повоевать

Читать ria.ru в
Дзен
Датский специалист поставил столице неутешительный диагноз и предлагает вернуть Москву людям. Это будет непросто, предупреждает Наталья Афанасьева.

Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.

Московские власти хотят привлечь к разработке Генплана столицы датского специалиста, который поставил городу неутешительный диагноз и предлагает вернуть Москву людям.

Ян Гейл. Архив
Датский архитектор назвал плюсы и минусы Москвы как города для людей
Российскую столицу захватили машины, а люди загнаны в подземелье – такой вывод можно сделать из исследования, проведенного всемирно известным архитектором-урбанистом Яном Гейлом по заказу властей Москвы. Для того чтобы создать здесь комфортную городскую среду, предлагается поменять эту ситуацию и отдать улицы людям и велосипедистам.

Возможно, сегодня идеи Гейла по поводу Москвы выглядят утопично, но многие города мира прошли именно такой путь – от полного коллапса до понимания, что другого выхода нет, нужно кардинально менять философию городского пространства. Дошла ли Москва до такой "самой низкой" точки? Готова ли российская столица встать на путь исправления?

Улицы Москвы – не место для прогулок

В июне прошлого года Институт Генплана Москвы заказал датскому бюро Gehl Architects глобальное исследование состояния общественного пространства города. Подобные работы проводились по всему миру, от Нью-Йорка до Сиднея, теперь и московские власти решили обратиться к Яну Гейлу, одному из самых авторитетных урбанистов, за советом.

Больше года он вместе с коллегами тщательнейшим образом изучал главные улицы, площади, скверы и парки столицы. Волонтеры считали по заданию бюро пешеходов, машины, светофоры и переходы – чтобы датчане поняли, как устроена Москва.

Но не надо быть великим урбанистом, чтобы увидеть, что Москва устроена чрезвычайно недружественно по отношению к пешеходу. Исследователи озвучили цифры, доказывающие, что так оно и есть.

Несмотря на то, что город кажется очень перенаселенным, людей на улицах Москвы в несколько раз меньше, чем в столицах и крупных городах других стран мира. Например, на Тверской улице исследователи насчитали около 31 тысячи пешеходов, тогда как по лондонской Оксфорд-стрит в обычный день прохаживается почти 140 тысяч человек.

На улицах Москвы редко встретишь пожилых людей и детей, которые обычно оживляют город в рабочие дни: инфраструктура не приспособлена для них и небезопасна. Из-за катастрофической транспортной ситуации в Москве повышен уровень шума, люди не слышат друг друга, что не только не способствует прогулкам, но и взывает постоянное раздражение и стресс.

Выяснилось, что москвичи и гости столицы, вне зависимости от погоды, выходят на улицу только в случае крайней необходимости, причем количество пешеходов летом почти не отличается от зимы. Это, по мнению Гейла, говорит о неудовлетворительном состоянии пешеходной среды города.

Все лучшее – автомобилям

Главная беда Москвы в том, что большая часть улиц и площадей – приблизительно 80 процентов исторического центра города – отдано автомобилям. А на Садовом кольце людям отведено лишь 13 процентов пространства.

Кроме беспорядочно припаркованных машин, на улицах Москвы много рекламных щитов, ларьков, столбов и т.п. На некоторых участках Тверской было зафиксировано 30 препятствий на 100 метров. Все это сильно затрудняет жизнь пешехода.

Для того чтобы прогуляться по "зеленом поясу" центра города – Бульварному кольцу, человеку понадобится 75 минут – большая половина этого времени уходит на то, чтобы пересечь проезжую часть, переходя с бульвара на бульвар.

По мнению Гейла, в городе остро не хватает пешеходных переходов и мостов, парков, где было бы интересно и комфортно, скверов и площадей, на которых людям захотелось бы задержаться.

Новая московская велодорожка
Новая московская велодорожка
На улицах Москвы мало деревьев и много уродливой рекламы. А набережные, которые в других городах служат главными артериями городской активности, вообще недоступны для москвичей и гостей столицы. 93% столичных набережных представляют собой проезжую часть. В Лондоне, например, почти 80 процентов пространства набережных пешеходные.

Копенгагенизация всей Москвы

Проанализировав полученные данные, датский урбанист внес ряд предложений в оздоровление городской среды. Среди них, например, тотальная реконструкция Тверской улицы, которая, по мнению Гейла, должна быть отдана пешеходам и велосипедистам. А Москва-река, особенно ее южный берег, – стать рекреационной зоной для активного отдыха. Площади, скверы и привокзальные площади нужно сделать притягательными для горожан и туристов.

Но все это не изменит жизнь к лучшему до тех пор, пока не будет решена главная проблема Москвы – транспортная. Датчанин считает, что для этого нужно пересадить город на велосипеды, как это было сделано, например, когда-то в Копенгагене.

Родной город Гейла за несколько десятилетий из душного автомобильного мегаполиса превратился в оазис, где почти половину уличного трафика составляют велосипедисты, а главная городская улица называется Строгет, что значит "прогуливаться", и действительно является самым протяженным пешеходным пространством в Европе.

Париж и Лондон, Нью-Йорк и Сидней с разным успехом пытаются подвергнуть "копенгагенизации" – именно так называется теперь во всем мире это явление. Ян Гейл считает, что ни снежные зимы, ни большие расстояния не могут служить препятствием к тому, чтобы и Москва пересела на велосипеды.

Критическая масса нарастает

Советник и.о. руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Алексей Митяев
Власти Москвы: велодорожки могут создать вдоль десяти вылетных трасс
Владимир Кумов, инициатор проекта Let’s bike it!, целью которого являются изучение и пропаганда велосипедного образа жизни, считает, что отправной точкой для реализации этих идей, которые сегодня кажутся для Москвы столь утопичными, является общественный запрос: "Когда критическая масса людей захочет пересесть на велосипеды, чиновники тоже начнут работать в этом направлении".

Судя по заявлению московских властей, они уже начали чувствовать какие-то перемены в общественном сознании. Так, советник и.о. руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Алексей Митяев рассказал РИА Новости, что уже в этом году планируется открыть 51 километр велодорожек.

"Кроме того, у нас есть ряд проектов, которые еще находятся в стадии проектирования или строительства. В частности, к ним относятся вылетные магистрали, когда при реконструкции дороги будет определено специальное место под велодорожку. Всего планируется сделать велодорожки на 8-10 улицах, примыкающих к вылетным магистралям", – пообещал Митяев.

10 тысяч шагов ежедневно

Пока на велосипедах по городу перемещаются только отчаянные смельчаки, а на улицу москвичи выходят неохотно и только когда без этого не обойтись, сложно с уверенностью сказать, примут ли они предложение датского специалиста отказаться от автомобилей. Все-таки у нас здесь далеко не Копенгаген.

Для того чтобы все воплотилось в жизнь, каждый житель города должен отказать себе в своих привычках и поступиться личными интересами, приложить усилия. К процессу "копенгагезации" должен подключиться бизнес, иной раз отказавшись от легкой выгоды ради общего дела.

Ян Гейл считает, что для того, чтобы не разориться на докторов, человек должен делать ежедневно 10 тысяч шагов.

Примерно столь же долгий путь ожидает московские власти и горожан, если они всерьез решат вернуть этот город себе. Пока же для большинства намного проще стоять в пробке и, задыхаясь от выхлопов, ругать московский трафик.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

ВМоскве inmsk.ru — проект Группы сайтов РИА Новости >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала