Среди москвичей стало модно ездить на велосипеде. Однако велосипеды для Москвы – не просто модный тренд, власти рассчитывают превратить их в полноценный вид транспорта, который помог бы в борьбе с пробками. Как развивается велосипедная инфраструктура в городе, как будут организовывать велодорожки вдоль вылетных трасс и обеспечивать безопасность велосипедистам и пешеходам, сколько велопарковок и прокатных велосипедов появится в Москве в ближайшие три года, в интервью РИА Новости рассказал советник и.о. руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Алексей Митяев.
– Алексей Юрьевич, велосипед стал трендом сезона в Москве этим летом, в городе появляется полноценная инфраструктура для велосипедистов. Какие достижения в этой области на сегодняшний день?
– Структурно Москва начала заниматься велосипедами примерно два года назад: осенью 2011 года в городе появились первые велополосы около "Лужников". Тогда многие обратили на них внимание, и спустя год мы поняли, что в сфере создания велосипедной инфраструктуры должен быть более серьезный подход. Велодорожки – это не просто полосы, а часть городской инфраструктуры, которая требует отдельного проектирования. Поэтому в 2012 году мы провели ряд пилотных проектов, для того чтобы проверить, как это будет работать.
В 2012 году мы не гнались за километрами велодорожек и тысячами велопарковок, а только лишь наметили основные направления велосипедной инфраструктуры: парковки, велосипедные дорожки, общественный прокат велосипедов. И к следующему году мы делаем общую схему развития велосипедной инфраструктуры с учетом того опыта, который был наработан, и распространяем его на весь город.
– Сколько всего километров велодорожек уже существует в Москве и сколько появится в ближайшее время?
– По сути, до этого года в городе было две велодорожки, расположенные в Капотне и в Битце. Их суммарная протяженность составляет около 15 километров. Кроме этого, есть велодорожки в районных парках и в пешеходных зонах. Но если говорить про настоящие, транспортные велосипедные дорожки, которые можно считать эталоном европейского стандарта, то они появляются в городе только в этом году. Так, до конца года планируется ввести 51 километр велодорожек, из них 16 километров – это маршрут Парк Победы – "Музеон", и 35 километров – это объекты благоустройства внутри парков. Все они должны быть завершены до осени, максимум до октября.
Кроме того, у нас есть ряд проектов, которые еще находятся в стадии проектирования или строительства. В частности, к ним относятся вылетные магистрали, когда при реконструкции дороги будет определено специальное место под велодорожку. Всего планируется сделать велодорожки на 8-10 улицах, примыкающих к вылетным магистралям. Но это достаточно долгий по времени проект, поэтому эти велодорожки по срокам переходят на следующие годы. Вылетные магистрали проектируют в несколько стадий, и когда будет закончено их проектирование и строительство, мы сможем точно понять, где создавать велодорожки.
– А эти велополосы будут каким-то образом огорожены?
– Мы обычно разделяем велодорожки с помощью каких-либо естественных препятствий, например, газона или линии фонарей. В некоторых случаях мы ставим делинеаторы (специальные столбики-барьеры для разделения транспортных потоков) или же делаем проезжую часть и велодорожку на разных уровнях. Люди должны понимать, что дорога для автомобилей и велосипеда – это разные вещи.
– И когда велодорожки появятся вдоль вылетных магистралей?
– Сроки реконструкции вылетных магистралей регламентированы общей транспортной программой, поэтому велодорожки будут вводиться там вместе с окончанием ремонтных работ.
– Несколько недель назад мы встречались с велосипедными активистами, от которых поступило несколько интересных и перспективных для города предложений. В частности, сейчас обсуждается вопрос создания велосипедного маршрута вдоль реки Яузы, который позволит соединить восток и северо-восток с центром города. Что касается других маршрутов, то пока говорить об этом рано. В этом году мы занимаемся проектированием общей схемы создания велосипедных дорожек в Москве до 2016 года. Схема будет готова к осени, и только тогда можно говорить о том, что и где может появиться в 2014 году. Соответственно, к осени мы собираемся сделать несколько эскизных проектов велодорожек, выбрать приоритеты, определиться с финансированием, чтобы на основе реальных данных понять, где в первую очередь необходимо создавать велодорожки.
– Благодаря активному развитию велосипедной инфраструктуры в Москве, жители стали чаще пользоваться велосипедами. Планируется ли пересмотреть правила дорожного движения, чтобы учитывались интересы велосипедистов?
– Правила дорожного движения регламентируются федеральным законодательством. Мы согласны с тем, что ПДД давно не менялись, поэтому планируем подготовить изменения в ПДД, обсудить их с велоактивистами и рассмотреть совместно с ГИБДД.
– Какие изменения вы планируете предложить?
– Мы предполагаем внести некоторые уточняющие корректировки велосипедной инфраструктуры, в том числе велопарковки. Мы уже договорились со школами, чтобы детям давали уроки езды на велосипеде, на которых учителя будут объяснять правила пользования велосипедом, с младших классов говорить, что необходимо надевать шлем, когда садишься на велосипед. Мы уже активно работаем с пятью московскими школами в этом направлении и собираемся внедрить эту систему в масштабах города. У нас уже есть список школ, которые изъявили желание участвовать в этом проекте, а также преподаватели, которые согласились этим заниматься в неурочное время. Урок будут вести либо классный руководитель, либо учитель физкультуры, иногда это может быть учитель истории. Кроме того, велоактивисты, которые разрабатывали эту программу, также готовы принимать участие в обучении детей.
– Многие велосипедисты не соблюдают элементарных правил безопасности и не надевают шлемы. Не планируется ли в Москве открыть пункты аренды шлемов, хотя бы около велопрокатов?
– Для нас самый главный вопрос – безопасность, и прежде чем вносить какие-то изменения, мы очень долго изучаем международный опыт, в том числе европейских стран, где велосипед уже достаточно давно является частью культуры. И мы обнаружили, что ношение шлема обязательно только в некоторых странах, например, в Австралии, где это законодательно закреплено, велосипедистов без шлема штрафуют. Но в большинстве стран этот вопрос не регулируется, хотя велосипедистам рекомендуется надевать шлем во время езды. Мы также обращаем внимание велосипедистов на то, что использование шлемов во время езды – это действительно важно.
– А какие-то специальные информационные знаки на велодорожках появятся?
– Знаки нужны, они регламентированы ПДД, и мы от них никуда не уйдем. Но велосипедист часто не воспринимает эти знаки (белый велосипед на голубом фоне). Их воспринимают автомобилисты, которые видят, что здесь велосипедная дорожка и перед ней надо притормозить. Мы для велосипедистов сделали специальную разметку, причем она даже больше нужна не велосипедисту, а пешеходу, который должен обратить внимание, что сейчас будет переходить через велосипедную дорожку. На велодорожке белым цветом отмечаются границы. То же самое с дорогой – когда человек проезжает на автомобиле, он видит, что пересекает синюю, красную или голубую линию. Это так называемые опасные зоны.
– Где будут эти опасные зоны?
– В первую очередь там, где велодорожка будет пересекаться с остановкой или пешеходным переходом. В этой части велополоса становится красной, и человек, будь он велосипедистом или пешеходом, попадая в эту зону, сразу же поймет, что тут надо быть осторожнее.
– Сколько велопарковок уже установлено в городе?
– Мы на первом этапе смотрим, где люди будут парковаться, где эти парковки пользуются популярностью. В этом году мы планируем установить около тысячи парковок, и большая часть из них, примерно 80-90%, уже поставлена. При этом за месяц мы, основываясь на комментариях и пожеланиях жителей, уже передвинули, подкорректировали места 150 стоянок.
– Сколько еще велопарковок может появиться в перспективе?
– В схеме развития велосипедной инфраструктуры до 2016 года, которую мы разрабатываем в настоящий момент, этот вопрос будет отражен. Но конкретную цифру мы пока не определили. Если говорить про такой большой город, как Москва, то к 2016 году мы можем прийти к 5 тысячам парковок. Могу точно сказать только то, что их количество со временем будет увеличиваться, в том числе на ТПУ и вокзалах.
Например, из тысячи парковок, которые мы установим в этом году, 200 будут находиться в центре, еще 200 велопарковок – у станций метро и ТПУ и около 500 единиц – у образовательных учреждений по всей Москве. При этом кроме центра мы пока не устанавливали парковки в других округах, потому что необходимо точно понять, будет ли на них там запрос у населения. Поэтому в других округах мы установим их только после подведения результатов эксперимента в сентябре.
– С 1 июня в Москве заработал велопрокат. Пользуется ли он популярностью у москвичей, и сколько человек уже воспользовались данной услугой?
– Пока мы планируем запустить тысячу велосипедов, причем эту работу мы разделили на два этапа, по 500 велосипедов в каждом. Сейчас на постоянной основе задействовано 300 велосипедов, еще 200 велосипедов мы оперативно выставляем на станции велопроката, если понимаем, что в какой-то конкретный день москвичи взяли все велосипеды напрокат. С 24 июня где-то восемь велосипедов уже подверглись вандализму: некоторые были украдены, а некоторые – разобраны. Но мы были готовы к этому. Например, в Париже за первые несколько месяцев пропало около 30% велосипедов. Поэтому я считаю, что для Москвы – это хорошее развитие ситуации.
Что касается статистики, то большинство москвичей пока берут велосипед на один день, но постепенно число людей, которые покупают годовой абонемент, увеличивается. На начало июля статистика такая: было приобретено около 21,5 тысячи абонементов.
Всего за первые две недели было совершено более 15,3 тысячи прокатов, а на начало июля – 23 тысячи прокатов.
– А есть ли у департамента идеи, как избежать порчи велосипедов?
– Любая мера безопасности – это хорошо продуманная конструкция, будь то велосипедный замок, будь то хорошо спроектированная станция, и без культуры поведения нам не обойтись. Организаторы проекта вносят изменения в конструктивную часть тех велосипедов, которые сейчас сдаются в прокат. Например, велосипеды нестандартны по размерам, то есть вы не сможете поставить запчасти от этого велосипеда на свой велосипед.
– Некоторые украденные велосипеды успели выставить на продажу…
– Да, нескольких человек уже задержали, сейчас готовятся необходимые процедуры в соответствии с законом РФ.
– Помимо Банка Москвы, еще какие-то компании выразили желание участвовать в этом проекте? И насколько может увеличиться количество велосипедов, которые можно взять напрокат?
– Поступает очень много запросов от разных банков. В общем, пока свои идеи предлагают до 10 компаний. Необходимы результаты первого месяца. После понимания того, как функционирует проект в большом масштабе, возможно обсуждение целесообразности этой идеи с разными банками и частными компаниями. В программе развития велосипедной инфраструктуры до 2016 года мы планируем, что в течение трех-четырех лет мы сможем выйти на цифру минимум 5 тысяч велосипедов.
– Чтобы популяризировать велосипед среди горожан, нужно обеспечить и возможность удобной перевозки велосипедов в общественном транспорте. Что планируется в этом направлении, и разрешат ли перевозить велосипеды в метро?
– Действительно, для того, чтобы сейчас перевезти велосипед в метро, необходимо снимать с него переднее колесо. Что касается беспрепятственной перевозки, то этот вопрос рассматривается уже продолжительное время. Конечно, он тесно связан с безопасностью людей. В поездах пригородного сообщения бесплатный провоз велосипедов теперь разрешен во внепиковое время. Кстати, в конструкции новых поездов, которые будут курсировать по Малому кольцу железной дороги (МКЖД), техническим заданием предусмотрено, что в первом и последнем вагоне должны быть специальные места, куда можно будет поставить велосипед.
– И последний вопрос: в этом году в Москве появились так называемые частные велотакси. Не планирует ли сам город запустить подобный проект?
– Частные компании обращаются к нам, но тут нужно понимать, что это может дать городу. Это такси с велосипедными колесами, или это большой велосипед для перевоза нескольких людей? Нам необходимо, чтобы это был понятно работающий вид транспорта, который ходил бы по определенному маршруту и с понятным интервалом движения.