Памятник архитектуры русского барокко ХVIII века и усыпальница Дома Романовых — Петропавловский собор в Санкт-Петербурге был возведен в период 1712-1733 годов по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини на месте одноименной деревянной церкви.
9 июля (28 июня по ст. ст.) 1733 года состоялось его торжественное освящение.
В настоящее время Петропавловский собор Петропавловской крепости — главная архитектурная доминанта города. Его колокольня высотой в 122,5 метра является самым высоким архитектурным сооружением Петербурга.
Необычны для традиционного русского культового зодчества как внешний облик собора, так и его интерьер. Во всем облике здания сказывается влияние композиционных приемов итальянской и североевропейской архитектуры. Стройная многоярусная колокольня храма плавно переходит в золоченый шпиль, который завершается флюгером в виде летящего ангела. Купол, возвышающийся на легком барабане и увенчивающийся небольшой главкой, отличается скромностью.
Шпиль собора первоначально имел деревянный каркас. В 1857-1858 годах деревянные конструкции были заменены металлическими, сконструированными архитектором Дмитрием Журавским. Шпиль собора был покрыт позолоченными медными листами.
Большой достопримечательностью собора служили куранты, заказанные Петром I в Голландии. В 1759 году императрица Елизавета Петровна пожаловала на колокольню часы и новые куранты, которые позднее каждый час исполняли мелодии национального гимна. В настоящее время завершены работы по восстановлению карильона — колокольной музыки.
Внутреннее убранство собора напоминает парадный зал. Расписанные под мрамор массивные колонны, декорированные коринфскими пилястрами, делят его на три нефа.
Его главное украшение — резной золоченый иконостас и надпрестольная сень — дар храму от Петра I и Екатерины I. Иконостас был создан в Москве по рисункам Доменико Трезини группой мастеров-резчиков под руководством Ивана Зарудного.
Программу иконостаса составили Петр I и архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. Композиция иконостаса включает пять больших киотов. В них размещены 43 иконы, написанные в 1726-1729 годах русскими иконописцами Андреем Поспеловым и Филиппом Протопоповым. Эскизы икон выполнил Михаил Аврамов, организатор и директор Петербургской типографии и Рисовальной школы.
Перед алтарем установлена кафедра для произнесения проповедей. В православных церквях практика чтения проповедей прежде не существовала. Впервые она была введена в царствование Петра I. Симметрично кафедре находится Царское место — помост, где во время богослужения стоял император.
В период с 1742 по 1858 год собор выполнял функции кафедрального храма Петербурга. Позднее он получил статус придворного собора.
Собор имел еще одну функцию, которая сохранилась за ним до наших дней. Это функция императорской усыпальницы. Здесь похоронены все российские императоры, начиная с Петра I и заканчивая Александром III, а также императрицы и ряд великой князей.
В 1906 году к востоку от собора была сооружена великокняжеская усыпальница (архитекторы Давид Гримм, Антоний Томишко, Леонтий Бенуа), с которой храм соединен галереей. Ее строительство было вызвано тем, что к концу XIX века практически все возможности для новых захоронений в самом соборе были использованы.
До 1917 года в усыпальнице было погребено 13 членов Российского императорского дома. В 1992 году здесь был погребен правнук Александра II — великий князь Владимир Кириллович, в 1995 году из Кобурга сюда перенесен прах его родителей. Летом 1998 года в западной части храма состоялось погребение останков Николая II и членов его семьи.
Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж.
В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, сотни находившихся там предметов церковной утвари были конфискованы. Иконостас и другие элементы внутреннего убранства усыпальницы утрачены. Запрестольный витраж "Воскресение Христово", выполненный по эскизу художника Николая Бруни, погиб во время блокады (1941-1944).
В 1922 году собор был превращен в музей, в 1954 году был передан Государственному музею истории Ленинграда (Санкт‑Петербурга).
С 1999 года возобновились богослужения в престольный праздник храма 12 июля.
К настоящему времени в соборе сформирован православный приход. С начала 2008 года по договору между Государственным музеем истории Санкт-Петербурга с епархией в Петропавловском соборе возобновились регулярные богослужения. Совершаются панихиды по членам дома Романовых, упокоенным в усыпальнице Петропавловского собора.
К юбилейным датам закладки и освящения собора была завершена масштабная реконструкция фасадов, отремонтирована кровля, обновлены интерьеры царских комнат в галерее, соединяющей собор с великокняжеской усыпальницей. В 2013 году полностью отреставрирован иконостас.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников