Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Военно-морской салон: от стелс-технологий до собак-спасателей

© РИА Новости / Игорь РуссакМеждународный военно-морской салон в Санкт-Петербурге
Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге
Какие корабли пришли к причалам Морского вокзала и чем в этом году удивили зрителей организаторы Морского салона в Санкт-Петербурге, выяснил корреспондент РИА Новости.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 6 июл — РИА Новости, Анна Юдина. Военно-морской салон проходит в знаменитой петербургской Гавани в шестой и, похоже, в последний раз. Уже через два года местом его проведения станет "Морской фасад", расположенный чуть севернее вдоль побережья Финского залива. Какие корабли пришли к причалам Морского вокзала и чем в этом году удивили зрителей организаторы Морского салона, выяснил корреспондент РИА Новости.

Открытие международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге
Торжественное открытие Военно-морского салона в ПетербургеВ Санкт-Петербурге 4 июня официально открылся 6 Международный военно-морской салон. В рамках торжественных мероприятий прошли показательные полеты пилотажных групп "Русские витязи" и "Стрижи".

Серые гиганты и разноцветные малыши

— …Давай сначала обойдем все корабли вон там. Сбоку все российские, а прямо "немец" стоит, — обращается к своему спутнику девушка, когда они проходят мимо Морского вокзала.

— Какой "немец"?! Андреевский флаг висит, видишь? Это "Бойкий"! А немецких кораблей здесь, кстати, и нет, тут голландский корабль. Пойдем смотреть все, — решительно отвечает ей парень. Пара, на ходу расправляясь с мороженым, двигается в сторону пришвартованных кораблей, которые стали одновременно и гостями, и экспонатами салона.

На просторных причалах в гавани Ленэкспо жарко и людно с раннего утра. Разливается над площадью у Морского вокзала запах еды из камбузов — корабли, несмотря на выставочную передышку, продолжают жить своей жизнью. У трапов терпеливо и еле заметно переминаются с ноги на ногу молодые загорелые матросы. Рядом стоит дежурный офицер с красной повязкой на рукаве — следит за порядком.

На "Бойкий" пускают с двух сторон — на вертолетную площадку (корму) и на бак, то есть на нос корабля, куда с мачт спускаются закрепленные на форштевне (самый "кончик" корабельного носа — ред.) флаги расцвечивания. Носовая артиллерийская установка корабля угрожающе задирает ствол в небо, а вокруг ходят посетители, не выпуская из рук фотоаппаратов, телефонов и планшетов с камерами. Правда, внутрь корабля не пускают, и особо любознательные уходят, сетуя на строгие требования военно-морской безопасности.

Неподалеку от "Бойкого" стоит нидерландский фрегат "Эвертсен" (Hr.Ms. Evertsen), превосходящий нашего "богатыря" размерами, но построенный по тем же стелс-технологиям. Корпуса таких кораблей легко узнаваемы — у них сплошные гладкие линии "монолитных" надстроек, нет иллюминаторов, лишних выступов, словом, любых "зацепок", облегчающих поиск корабля противником. В сочетании с традиционным серым цветом военных кораблей такая маскировка — практически идеальное средство среди бескрайних морей и океанов На "голландца" очередь из желающих посмотреть выстраивается даже длиннее, чем на "Бойкий", правда, и проходит осмотр медленнее.

На сей раз на салоне нет частого гостя всех выставок и парадов — подлодки "Санкт-Петербург". Однако подводная составляющая все-таки представлена, так как в северную столицу пришла крохотная по сравнению с надводными собратьями субмарина — нидерландский "Долфин". Наверху дежурит серьезный матрос, терпеливо стоя под солнцем. Правда, в тени лодочной рубки примостилась крохотная скамеечка, которой, видимо, при случае пользуются во время этой стоянки.

Чуть меньшим успехом у публики пользуются гидрографические суда. "Вайгач" с белоснежной надстройкой поставили у конца причала, за нидерландский корабль, а между тем по нему тоже разрешают походить. Пожилой моряк терпеливо отвечает на расспросы любопытствующих о том, что делают военные гидрографы.

— Видите, чуть поодаль буй стоит? Так вот, ставим мы их, чтобы кораблям по морским дорогам легче ходилось.

— Промеры глубин тоже вы делаете?

— А как же.

На польское судно "Арктовский" (Arctowski) посетителей не пускали, но на его русских соседей по причалу — малый артиллерийский корабль "Махачкала" и противодиверсионный катер "Грачонок", выкрашенный в пестрый "защитный" цвет, — попасть было можно, терпеливо дождавшись своей очереди.

Урса и Масяня — звезды салона

Помимо традиционных парусных регат, выездов катерах и судах на воздушной подушке, обширной экспозиционной программы, у нынешнего военно-морского салона появилась новая изюминка — показательное выступление собак-спасателей. Огромные ньюфаундленды Масяня, Урса, Гоша и Клепа, похожие на мохнатых медведей и одетые в специальные оранжевые жилеты, приехали со своими хозяевами из Москвы специально по приглашению организаторов салона и показали настоящее представление.

"Тонущий" инструктор, волонтер Россоюзспаса Дмитрий Кононов раскидывает руки в стороны и без движения лежит на воде. Зрители, стоящие на причале, замирают. Ньюфаундленд по кличке Урса незамедлительно бросается в воду и неторопливо плывет, держа морду над водой. Она подплывает к человеку, осторожно и крепко берет его зубами за запястье и начинает движение в обратную сторону.

— …Урса, берег! — командует инструктор.

Вылезая, Урса отряхивается, взметая вокруг себя тучу брызг. Аплодисменты приносят искреннее удовольствие не только его хозяевам, но и ей самой.

Удивительно, но ни синяков, ни ссадин после такой "спасительной хватки" не остается, показывает потом Дмитрий. По его словам, ньюфаундленды умеют работать в паре, тянуть одновременно нескольких людей и буксировать за собой лодки, умеют нырять на глубину до трех метров, преодолевать штормовые волны и в критические моменты действительно профессионально спасают тонущим людям жизнь.

— Вообще-то мы не входим в структуру МЧС, но если, например, будет объявлено чрезвычайное положение, то мы обязаны принимать участие в спасательных операциях наравне со всеми специалистами. Ньюфы — это очень добрые, неагрессивные собаки, которых можно научить выполнять сложнейшие операции на воде. Главное — работать с ними постоянно, — рассказывает Кононов.

Не только самые маленькие посетители салона, но и их родители после выступлений собачьей команды охотно общались с четвероногими спасателями, а те терпеливо сносили все фотографирования, почесывания, поглаживания и восторженный визг детворы.

"Амуры", "Пираньи" и "Мурены"

Судя по названиям проектов кораблей и лодок для ВМФ России, макеты которых представлены в павильонах Ленэкспо, конструкторы почти всегда подражают живой природе, морской флоре и фауне.

На стендах в седьмом павильоне можно увидеть "Пиранью" — сверхмалую диверсионную подлодку, разработанную в конструкторском бюро "Малахит". Водоизмещение этой шустрой крохи должно быть чуть более 200 тонн, зато она может подкрадываться незамеченной практически к берегу и высаживать бойцов-водолазов.

Неподалеку стоят макеты "Зубра" и "Мурены" — кораблей на воздушной подушке, разработанных "Алмазом", макеты подводных лодок "Амур-950" и "Амур-1650", разработанных ЦКБ "Рубин". Дальше идут рубиновские "Лада" и "Варшавянка", которые можно даже потрогать или сфотографироваться на их фоне.

© РИА Новости / Анна ЮдинаСтенд Объединенной судостроительной корпорации, макет подлодки ЦКБ "Рубин".
Стенд Объединенной судостроительной корпорации, макет подлодки ЦКБ Рубин.

Тут же под стеклом стоит знаменитая "Викрамадитья" с крошечными самолетами и модуль для отработки тушения пожаров на судне, подсвеченный мигающими лампочками. Корветы, фрегаты, перспективные авианосцы, суда на воздушной подушке и катера, суда обеспечения и различная навигационная техника, настоящая каюта капитана в натуральную величину — чего на выставке только нет. До воплощения некоторых из этих проектов в жизнь должно пройти как минимум несколько лет, однако многие из них не только приняты на вооружение в России, но и успешно поставляются за рубеж.

Салон закроется в воскресенье, и его посетителей ожидает еще самое интересное — выступление пилотажных групп "Стрижи" и "Витязи", которые, как и в день открытия, будут ловко кувыркаться в синеве петербургского неба, покажут знаменитый "Кубинский бриллиант", "бочки", "мертвые петли" и вызовут восторженные возгласы, когда будут раз за разом пролетать в головокружительной близости от шпиля Морского вокзала.

 

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала