С.-ПЕТЕРБУРГ, 27 июн — РИА Новости, Елена Чишковская. Мировая премьера оперы Родиона Щедрина "Левша" состоялась на Новой сцене Мариинского театра. Концертная версия этого сочинения прозвучала под управлением Валерия Гергиева в присутствии автора и большого количества зрителей в рамках XXI Музыкального фестиваля "Звезды белых ночей".
Опера, написанная специально для Мариинского театра и посвященная Гергиеву, была одной из главных интриг фестиваля: "Левшу" еще раньше ждали на открытии Мариинки-2, но представить решились только сейчас и пока в концертной версии. Сложнейшая партитура Щедрина разучивалась в театре солистами, хором и оркестром с особой тщательностью, деятельное участие в репетициях с начала июня принимал и сам автор. Итогом работы (композитор потратил на создание оперы год, а в театре к премьере начали готовиться в мае) стал абсолютный триумф 80-летнего композитора и Мариинского театра во главе с Гергиевым: новая опера произвела сильнейшее впечатление и была безоговорочно принята публикой, стоя аплодировавшей композитору и исполнителям.
Клавесин, дудук и домры
В музыкальном отношении опера "Левша" оказалась во многом связанной с предыдущим опусом Щедрина на сюжет Лескова — оперой "Очарованный странник", которая уже несколько лет входит в репертуар Мариинского театра. Однако продолжение лесковской дилогии получилось более ярким — благодаря самому сюжету и выпуклым литературным образам, который Щедрин воплотил в музыке столь же емко и разнообразно. Сам композитор после премьеры признался журналистам, что сюжет "вел его", заставляя подбирать необходимые оркестровые средства для каждого эпизода. Так стандартный симфонический оркестр дополнился двумя домрами, дудуком, жалейкой, двумя деревянными флейтами, клавесином, баяном, множеством ударных инструментов, что сделало характер каждого персонажа абсолютно индивидуальным.
Театральность и выразительность оркестра, динамичность и нерв музыки, в которой при огромной сложности всех инструментальных и вокальных партий не было ни одной лишней или надуманной ноты, текст Лескова, обретший благодаря музыкальной огранке еще большую пронзительность и остроту, абсолютно завораживали. А тихий финал — православное песнопение "Святый Боже", ставшее не столько отпеванием Левши, сколько философским итогом этой вневременной притчи о русской жизни, поднял оперу на высоту баховских пассионов.
Архетип русской души
Успех опере во многом принесли и превосходные солисты, составившие очень мощный вокальный и актерский ансамбль (хоть опера и исполнялась в концертной версии, в ней уже во многом виделись черты будущего спектакля, который в Мариинке планируют представить через месяц). Выдающимся исполнителем показал себя тенор Андрей Попов, в расчете на которого, как казалось, Щедрин и создавал партию Левши, и для которого она оказалась невероятно органичной. Артист, несколько лет назад получивший "Золотую маску" за главную роль в опере "Очарованный странник", признался, что партия Левши стала "самой большой высотой" в его карьере.
"Это очень сложная, очень драматическая партия, — поведал исполнитель. — Но она невероятно интересная, потому что Левша — абсолютно русский персонаж, это архетип русской души. И поэтому, я думаю, он тронет и сегодняшнего зрителя".
По окончании вечера Щедрин признался, что невероятно счастлив и доволен тем, как прошла премьера. "Валерий Гергиев — необыкновенный мастер, — сказал композитор. — То, как он смог все это исполнить, "схватив" самую суть, вызывает восхищение. Теперь я с большим нетерпением буду ждать уже сценической версии, мне кажется, она тоже должна получиться очень удачной".