МОСКВА, 22 июн — РИА Новости. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в этом году сопровождался большим количеством сообщений из различных регионов о нарушениях: публикации в сети ответов на задания до начала экзаменов, развитие ЕГЭ-туризма, использование мобильных телефонов, даже сами организаторы госэкзамена нарушали правила ЕГЭ. На фоне произошедшего федеральные чиновники от образования ищут пути и способы его совершенствования.
В этом году основной период сдачи ЕГЭ проходил с 27 мая по 19 июня. Госэзамен сдавало почти 800 тысяч человек. Экзамены по русскому языку и математике являются обязательными для всех участников ЕГЭ, оценка по этим предметам влияет на получение школьного аттестата. Так, в этом году могут остаться без документа об окончании школы 2,2% выпускников, не сдавших русский язык, и 7,6% школьников, проваливших математику.
Что касается предметов по выбору, то их можно будет пересдать только в следующем году. Их итоги не влияют на получение аттестата, но зато нужны для поступления в вузы. По данным Рособнадзора, не сдали ЕГЭ по информатике 7,3% выпускников, по биологии — 6,4%, по истории — 8,9%, по физике — 8,7%, по английскому языку — 1,4%, по немецкому языку — 2,6% участников, по французскому языку — 0,4%, по испанскому языку — 1,1%, по обществознанию — 4,4%, по химии — 5,7%, по географии — 12%, по литературе — 3,9%.
Повысить прозрачность и защищенность
Несмотря на призывы Рособрнадзора не приносить на ЕГЭ сотовые телефоны, не покупать ответы в сети и не выкладывать свои задания в интернете, чтобы не остаться без аттестата, в первый же день испытаний, когда школьники сдавали обязательный экзамен — русский язык — в социальных сетях были размещены экзаменационные материалы. Эта же история повторилась и на всех последующих экзаменах.
Однако, по мнению помощника президента РФ, экс-министра образования и науки Андрея Фурсенко, в 2013 году увеличилось число сообщений о нарушениях на ЕГЭ, а не самих нарушений. Это может говорить о том, что система оценки знаний стала более прозрачной, полагает он. По его мнению, нарушения в ходе экзаменов не оказали значительного влияния на окончательный результат.
Скандалы, связанные с публикацией результатов ЕГЭ в интернете >>
В свою очередь вице-премьер Ольга Голодец заявила, что в 2014 году будет выделено около 300 миллионов рублей на дополнительную защиту заданий от утечек; расходы на эти цели уже включены в проект бюджета.
Он в очередной раз объявил о введении устной части ЕГЭ — сначала по английскому языку, потом по другим языкам — и сдаче ЕГЭ по информатике на компьютере. При этом он заметил, что все эти усилия будут безрезультатны, пока идеология честности, прозрачности единого экзамена не победит. Также министр отметил, что ЕГЭ не может служить критерием для оценки деятельности школ.
Группы под замком
По данным начальника управления оценки качества образования Рособрнадзора Евгений Семченко, в период проведения ЕГЭ в социальных сетях было закрыто более двух тысяч групп, в которых в том числе, во время сдачи экзамена, выпускники обсуждали решение заданий. По мнению чиновника, решение школьниками заданий ЕГЭ онлайн говорит о недостаточной работе в регионах, и, в первую очередь, в пунктах приема экзаменов и в аудиториях.
Также около 150 фрагментов контрольных измерительных материалов (КИМ) было обнаружено в сети в время проведения госэкзамена. По словам Семченко, все нарушители-участники были пойманы в аудиториях с поличным.
По его словам, ведомство рассчитывает со следующего года законодательно закрепить ситуацию в связанную с коллективной пересдачей результатов ЕГЭ поаудиторно или по пунктам проведения экзамена, если было обнаружено массовое использование мобильных во время госэкзамена. А чтобы прекратить массовые утечки заданий в интернет Рособрнадзор планирует увеличить количество вариантов КИМ, число заданий в открытом банке, усовершенствовать логистику в пункты приема экзаменов, а также отменить технологию интернет-доставки заданий ЕГЭ для отдаленных местностей и отправлять уже отпечатанные материалы.
За высоким баллом
По словам члена Общественной палаты (ОП) РФ Любови Духаниной, в время проведения экзаменов по русскому языку и математике на "горячую линию", организованную ОП, поступило более 4 тысяч звонков. В основном обратившиеся жаловались на низкую квалификацию учителей-предметников, развитие ЕГЭ-туризма и публикацию ответов и заданий госэказмена в интернете.
Также были претензии, связанные с квалификацией учителей-предметников. По мнению родителей, обратившихся на "горячую линию", из-за низкого уровня подготовки педагоги не могут дать школьникам хорошего образования.
По мнению члена Общественной палаты, чтобы снизить количество нарушений, единый госэкзамен следует вывести из системы образования и создать независимую структуру, которая бы занималась проведением ЕГЭ. Также она считает возможным увеличение сроков проведения экзамена. Например, в случае создания независимой системы оценки можно разрешить выпускникам сдавать экзамены уже с января, считает Духанина.