ЛЕ БУРЖЕ (Франция), 20 июн — Прайм. Юбилейный авиасалон во французском Ле Бурже вполне традиционно не принес крупных контрактов российским компаниям, в отличие от их иностранных коллег. Подконтрольной государству Объединенной авиастроительной корпорации удалось подписать лишь ряд соглашений, которые позволят ей впоследствии увеличить портфель заказов на гражданские самолеты.
Задел на будущее
Эти соглашения касаются давней надежды российского авиапрома — пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100 и пока еще создаваемого МС-21. Примечательно, что оба потенциальных покупателя не посторонние для корпорации: "Ильюшин Финанс Ко" входит в структуру самой ОАК, а "ВЭБ-лизинг" является дочерней компанией Внешэкономбанка. Эта госкорпорация по долгу службы поддерживает отечественную промышленность, к тому же является акционером ОАК.
Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" и "Гражданские самолеты Сухого" подписали соглашение об основных условиях поставки 20 самолетов Sukhoi Superjet суммарной каталожной стоимостью около 700 миллионов долларов. Согласно документу, ИФК организует лизинг 15 самолетов в базовой модификации для потребителей в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке и приобретает еще пять самолетов новой модификации SSJ-95 LR для дальнейших поставок в лизинг потенциальным заказчикам.
Другая "дочка" авиастроительной корпорации — "Иркут" заключила с "ВЭБ-лизингом" соглашение о намерениях по приобретению 30 самолетов МС-21 каталожной стоимостью 2,5 миллиарда долларов. Передача судов будет осуществляться в период с 2018 по 2022 год. Вообще же начать поставки заказчикам этих новых самолетов "Иркут" планирует уже в 2017 году.
Как сообщил агентству "Прайм" источник, близкий к ОАК, оба соглашения планируется перевести в твердые контракты на авиасалоне МАКС-2013, который откроется в конце августа в подмосковном Жуковском.
Superjet полетел на Запад
Пока же общий портфель заказов ОАК, по словам главы корпорации Михаила Погосяна, составляет около 740 самолетов стоимостью порядка 1 триллиона рублей. Причем на гражданскую авиационную технику приходится лишь треть этой суммы.
Для сравнения, столько же стоит лишь один контракт, заключенный в Ле Бурже европейской авиастроительной корпорацией Airbus: британская бюджетная авиакомпания easyJet заказала 135 самолетов семейства А320 на 11 миллиардов долларов.
Впрочем, и у ОАК есть определенные успехи — негативный информационный фон после крушения в Индонезии нового российского лайнера Superjet преодолен, заказы сохранены, и поставки продолжаются. В 2013 году корпорация планирует произвести 40 гражданских воздушных судов, в том числе 26 самолетов Sukhoi Superjet 100.
В рамках Ле Бурже был сделан символический шаг, расширивший географию присутствия этого лайнера: первый самолет был передан мексиканской авиакомпании Interjet, являющейся стартовым западным заказчиком SSJ-100. Всего перевозчик заказал 20 самолетов плюс имеет опцион еще на 10 воздушных судов. До этого "Суперджеты" эксплуатировали только российские "Аэрофлот" и "Якутия", индонезийская Sky Aviation и лаосская Lao Central Airlines.
Давний партнер
Впрочем, не обошлось и без негатива — на авиасалоне состоялся обмен любезностями между двумя партнерами по компании Superjet International. В сферу ее ответственности входят маркетинг и продажи самолетов этого семейства в Европе, Северной и Южной Америке, Африке, Японии и Океании, а также послепродажная поддержка SSJ по всему миру.
Глава итальянской группы Finmeccanica Алессандро Панса в первый день салона заявил, что компания думает о реструктуризации или выходе из совместного с россиянами предприятия, в котором 51% акций принадлежит Alenia Aeronautica (входит в Finmeccanica), а 49% — компании "Сухой" (входит в ОАК).
Недопонимание между партнерами длится не первый год, однако пока ни одна из сторон не делает активных шагов.
Diamond с российской пропиской
У госкорпорации "Ростех" пока с западными партнерами все благополучно. В первый же день авиасалона структура "Ростеха" и австрийская компания Diamond Aircraft Industries подписали соглашение о производстве в России семейства легких многоцелевых самолетов вместимостью до 19 пассажиров. Суда такой вместимости в России сейчас не производятся и не разрабатываются.
Общий объем инвестиций в проект Diamond оценивается в 150-200 миллионов долларов. Первый российский легкий многоцелевой самолет может быть введен в эксплуатацию уже в 2016 году. Потребность российского рынка в самолетах данного типа составляет 200 машин.
По планам компаний, на первом этапе сборка самолетов и авиационных двигателей будет полностью осуществляться в Австрии. Второй этап предусматривает частичную локализацию производства авиационных компонентов на территории России. На третьем все компоненты легких самолетов и дизельные двигатели для них будут полностью производиться в России на мощностях входящего в "Ростех" Уральского завода гражданской авиации.
Первым заказчиком таких самолетов может стать Минобороны РФ. По словам главы "Ростеха" Сергея Чемезова, министерство готово закупать такие самолеты малой вместимости от двух до пяти пассажиров для обучения пилотов.
Более подробно о том, как проходил авиасалон в Ле Бурже, читайте в материалах РИА Новости