МОСКВА, 19 июн — РИА Новости. Внимательное отношение к некоммерческим организациям со стороны государства становится глобальным трендом, поскольку в 21-м веке именно они, а не партии стали влиять на политические процессы и решения; и желание использовать НКО для дестабилизации политических режимов достаточно высоко, считают политологи, опрошенные РИА Новости.
Эксперты отмечают, что российский закон об НКО гораздо мягче, чем меры, применяемые к некоммерческим организациям, использующим иностранное финансирование, в других странах, например, Индии, власти которой решили не дожидаться, пока экологические требования превратятся в политические.
Глобальное внимание к НКО
Директор фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что внимательное отношение власти к некоммерческим организациям в мире обусловлено нежеланием допустить дестабилизации политической обстановки.
"Все-таки конкуренция между странами, безусловно, обостряется. Это связано и с ожиданием новой волны экономического кризиса. В этом плане мы видим, что отношения между странами становятся более конфликтными, и желание использовать НКО для дестабилизации политических режимов, оно достаточно весомо. Поэтому фактически все страны сейчас очень внимательно относятся к тем некоммерческим организациям, которые у них работают", — пояснил эксперт.
"Это приводит к тому, что политические партии играют все меньшую роль, а все большую роль играют именно общественные организации. Если в 19 веке к власти приходили с помощью армии, в 20 веке к власти приходили с помощью политических партий, то в 21 веке к власти приходят с помощью общественных организаций", — сказал аналитик, отметив, что глобализация привела к тому, что внешние центры влияния пытаются навязать государствам через НКО свою волю.
По мнению Симонова, все страны пытаются ограничить возможности по дестабилизации своих режимов, и Россия в этом смысле находится в тренде. "Мы видим, что даже те, кого на Западе считают демократией, как Индию, этим занимаются, и даже более жестко, чем РФ", — подчеркнул Симонов.
Мягкая Россия и жесткая Индия
Политолог Марков считает, что государства упорядочивают деятельность НКО путем предоставления преференций "своим организациям и ограничений НКО, которые находятся под внешним влиянием".
Член ОП, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова также отмечает, что в отличие от России власти Индии приняли радикальное решение запретить все иностранное финансирование.
"Решение индийских властей показывает, что проблема использования некоммерческих организаций для дестабилизации различных государств существует во многих странах. Это также показывает, что финансируемые из-за рубежа НКО действуют по схожим лекалам. Очень часто протесты начинаются с высказываний, совершенно не связанных с политикой, как было в Индии", — сообщила она.
По ее словам, НКО в Индии выступали с требования экологического характера, но индийские власти решили не дожидаться, пока эти требования превратятся во что-то похожее на смену режима, и быстро пресекли подобные возможные планы.
"Российский подход к данной проблеме гораздо мягче. Финансирование не было запрещено, определение политической деятельности в законе достаточно узкое, в отличие от тех мер, которые были приняты индийским правительством", — добавила Крашенинникова.
В свою очередь Симонов отмечает, что в Индии очень жестко провели реформу НКО. "Даже жестче, чем у нас. Здесь надо иметь в виду, что это глобальный тренд", — подчеркнул Симонов.