С.-ПЕТЕБУРГ, 18 июн — РИА Новости. Шведское судно Tre Kronor будет участвовать в петербургском празднике выпускников "Алые паруса" уже четвертый год подряд. Оно пришло на замену трем российским парусникам, которые были задействованы в мероприятии в первые годы после его возрождения в 2005-ом. В этом году организаторы заявили о намерении в будущем привлечь к празднику российское судно, которое сейчас находится на ремонте, и название которого пока не разглашается. Между тем, капитан судна "Штандарт", которое участвовало в "Алых парусах" первые четыре года, Владимир Мартусь считает, что праздник давно мог бы приобрести постоянный символ, если бы власти вовремя внесли поправки в законодательство.
— Я наблюдал эмоции горожан в те годы, когда в "Алых парусах" участвовал "Штандарт" — русский корабль, построенный руками молодежи, точная копия исторического, бывшего первым судном в истории Балтийского флота. И видел их же реакцию, когда неведомый шведский корабль входит в акваторию Невы. Эмоции неодинаковые. А все потому, что это вопрос символа, который для наших людей, я уверен, до сих пор имеет немалое значение.
Естественно, сам я отношусь к участию иностранного судна на русском празднике очень плохо. Но могу заверить, что со своей стороны я предпринимал все усилия, чтобы именно "Штандарт" участвовал в "Алых парусах". Сейчас же бороться с бюрократией силы иссякли. Вон, у нас есть несколько плавучих ресторанов, которые можно обозвать парусниками и нарядить в алые паруса — авось, публика не заметит разницы между кабаком и судном. Я вижу в этом коммерцию и работу на картинку – ну что ж делать, может быть, сейчас у нашего города такая судьба.
Мы уже четыре года не можем вернуться в Россию из-за проблем с законодательством. Если "Штандарт" придет в Петербург, то весьма велика вероятность, что так же, как "Юный Балтиец" (поставленный на прикол в 2010 году), он навсегда останется у причала и не сможет ходить по морю. А все оттого, что для деревянных и парусных кораблей в России нет базы по техническому надзору и контролю. Поэтому у нас есть причины ожидать проверок, после которых корабль будет навечно поставлен в порт. А если нет выходов в море, нет людей, которые его поддерживают, то корабль через 2-3 года придет в негодность.
Со стороны чиновников только апатия. Нет исторических судов – ну, нет и нет. Видимо, это их устраивает. Чтобы поставить ситуацию с головы на ноги, нужно чуть ли не в кодекс торгового мореплавания изменения вносить. То есть это серьезная работа на уровне Госдумы, на которую лично у меня нет ресурсов. У шведского же корабля все хорошо, на него действуют шведские законы.
Если "Штандарт" перевести под флаг другого государства, то мы тоже могли бы заходить в Петербург по шведским или голландским правилам, но петровский фрегат под шведским флагом… Такую картинку мне представить сложно и больно. Тем более, когда я знаю, что все проблемы от того, что чиновникам лень немного поработать.