С.-ПЕТЕРБУРГ, 10 июн — РИА Новости. Василий Панкратов возглавил комитет по культуре Петербурга два месяца назад. За это время город провел несколько масштабных праздников, а также появился шанс урегулировать давний конфликт, связанный со снижением финансирования ряда театральных и концертных организаций. В разговоре с корреспондентом РИА Новости Еленой Молчановой Василий Панкратов, рассказал о том, как удалось наладить отношения с театральными и концертными деятелями, поделился планами по изменению форматов городских праздников и развитию новых культурных пространств.
- Ежегодно в Петербурге проходит очень много различных мероприятий – как музыкальные опен-эйры, так и официальные праздники. Будут ли изменения в этой области?
— Одна из задач, которые на сегодняшний день стоят перед комитетом по культуре, — разнообразить формат и улучшить качество праздничных мероприятий. Дело в том, что в последнее время в этой области наметился определенный застой. Мы видим однотипные праздники, различающиеся только количеством вкладываемых средств. В основном это просто концерт на Дворцовой площади, где исполняются либо популярные эстрадные песни, либо песни советского периода. И совершенно непонятно, почему именно в этот день проводится именно этот концерт, чем он отличается от других. Поэтому есть установка: сделать праздники разнообразнее. Отчасти это зависит от технического задания, которое мы даем, а дальше это — креатура компаний, эти праздники организующие. Ведь, кроме Дворцовой, в городе есть множество интересных пространств, где красота архитектурных ансамблей и естественные ландшафты могут стать дополнительной компонентой действа. Нужны интерактив и свежие идеи.
- В первый месяц вашей работы на должности председателя из-за сокращения бюджета разразился скандал с концертно-театральными организациями. Как удалось разрешить ситцацию?
— Одной из моих глобальных задач было успокоить театральную общественность, поскольку последние события в этой сфере происходили на грани скандала. Надо было, чтобы люди успокоились и поняли, что у власти нет намерений уничтожать театральную жизнь: не давать денег, закрывать фестивали, театры. И здесь ведь не только деньги важны, очень многое зависит от хороших человеческих отношений, спокойного диалога. Есть много вопросов к директорам и худрукам театров, но ответы надо искать вместе. После встречи с губернатором стало ясно, что не хватает консолидированного мнения, формулирования общих задач. Поэтому, во-первых, мы создаем художественный совет, который в течение месяца приступит к работе. Он получит широкие права, в том числе право влиять на распределение денег на новые постановки, а также назначать руководителей театра. Во-вторых, мы добились выделения части средств из бюджета для зарплат сотрудникам театров. Я думаю, что основные проблемы в театральной сфере будут решены. И это хороший результат за два месяца.
- Из федерального бюджета выделяются большие деньги на строительство новых театральных площадок. Открылись Мариинка-2 и новая сцена Александринского театра, скоро отремонтируют основную сцену БДТ. Что еще может появиться в Петербурге, но мы пока об этом не знаем?
— Глобальных перемен в театральной сфере не будет. Наша задача — удержать в зоне зрительского интереса те театры, которые у нас есть. Все понимают, что Мариинский театр — это бренд Петербурга, отличная туристическая история, в значительной степени направленная на приезжих. Александринка и БДТ тоже хорошо известны за пределами города. Остальные театры — все-таки больше для петербуржцев, и мы должны обеспечить к ним интерес наших театралов.
- А как вы поступите с негосударственными театрами, будете их как-нибудь финансировать, поддерживать?
— Мне бы хотелось, чтобы со временем директора театров не особенно думали, в какой форме они существуют — государственной или негосударственной. Если ты успешен и привлекаешь зрителей, деньги будут: в виде государственного финансирования или в качестве субсидий на развитие. Негосударственные театры мы поддерживаем уже не первый год, обязательно будем увеличивать финансирование этой статьи в следующем году. Негосударственный сектор для меня всегда был приоритетом — я полтора года назад возглавлял некоммерческое партнерство, занимающееся развитием музеев в разных регионах. Я очень хорошо чувствую потенциал этой области. Думаю, в дальнейшем она будет развиваться, но нужны новые площадки, так что внимательно изучаем город в поиске культурных пространств.
- Что у нас происходит в музеях? Как идет процесс передачи одной из усыпальниц Александро-Невской лавры? Каким образом власти планируют передать ее церкви и при этом сохранить культурные ценности, которые в ней находятся?
— Мое личное убеждение состоит в том, что в храме надо молиться. Другое дело, что даже церковь может исполнять функции музея, потому что религиозное искусство является еще и художественным искусством. Мы на сегодняшний момент выбрали самую простую процедуру передачи, поскольку в Благовещенской усыпальнице есть ряд уникальных предметов, которые невозможно демонтировать. Если мы отдаем церкви это помещения, логично будет, что и предметы тоже перейдут в ее ведение. Для этого их надо исключить из музейного фонда и отдать в обременение церкви.
- Есть ли заявки о передаче Исаакиевского собора, Спаса на Крови, Петропавловского собора в Петропавловской крепости?
На сегодняшний момент о передаче Исаакиевского собора речь не идет. Что касается Петропавловского собора, я всегда был сторонником того, что он должен быть частью музейного комплекса, так как исторически никогда церкви не принадлежал. Это была часть придворного ведомства, там никогда не было церковной общины. Сейчас всерьез обсуждается вопрос только о Смольном соборе, но поскольку там находится учреждение культуры, сначала надо решить, куда переедет один из лучших хоровых коллективов в городе.
- Ранее сообщалось, что комитет примет участие в создании музея-квартиры Иосифа Бродского. На какой стадии сейчас находится работа?
Основная сложность по-прежнему в последней невыкупленной комнате. Попытки найти понимание у ее хозяйки ни к чему не привели. Поэтому остается только разделить коммуналку, оборудовав отдельный вход. Сегодня вопрос стоит остро: квартира в аварийном состоянии. За два месяца, увы, пока не было времени съездить туда самому, но обязательно это сделаю в ближайшее время. Есть красивая дата – 24 мая 2015 года, когда мы будем отмечать 75-летие Иосифа Бродского. На нее и будем ориентироваться.
— Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский очень грамотно провел защиту. Сама по себе идея передачи предметов из одного музея в другой у меня отрицания не вызывает. Ввиду того, что коллекции никогда не были привязаны к какому-то месту, очень сложно определить, какому музею что принадлежит. Я считаю, что по каждому предмету надо вести переговоры и договариваться.