Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
По календарю ООН 8 июня каждого года человечеству предписано отмечать Всемирный день океанов. Если вы впервые об этом слышите, то задумайтесь вот над чем: без российского вклада в изучение мирового океана человечество знало бы о нем намного меньше.
Чужие на празднике?
В России День океанов почти никому не интересен, но во многих странах мира его отмечают. Идут с детьми в морские музеи, океанариумы, дельфинарии, просто на пляж, где покупают майки и другие сувениры с лозунгом Дня океанов данного года. Считается, что это мелкое спонсорство идет на пропаганду цивилизованного отношения к океану как колыбели жизни на планете и уязвимому и невосполнимому природному ресурсу планеты.
Большинство россиян океаном интересуется исключительно с точки зрения цены отдыха на Канарах, Сейшелах, Мальдивах, в Доминикане или на Кубе, а поскольку такой отдых явно дороже средиземноморского, черноморского и на Красном море, равнодушие к мировому океану понятно и простительно.
Удивительно, как быстро, всего за одно поколение, из национальной памяти начисто выветрилось без преувеличения великое океанское прошлое нашей страны.
Платоническое увлечение
В 1973 году научно-исследовательское судно МГУ "Академик Петровский", делая стандартный океанографический разрез в Атлантике, получило несколько любопытных подводных снимков вершины горы Ампер, входящей в цепь подводных гор Срединного Атлантического хребта, который тянется по дну океана на 18 тыс км от Гренландии до Антарктиды.
На фотографиях была отчетливо видна крепостная стена, сложенная из циклопического размера каменных блоков правильной формы, а в ней ворота — арка. По всем признакам это была та самая мифическая Атлантида, о которой упоминал Платон в своих "Диалогах" — могущественное царство, 11 тысяч лет назад подчинившее себе весь эллинский мир и в один прекрасный день погрузившееся на дно моря.
В 1979 году к горе Ампер, расположенной в 400 км к западу от Португалии, оправилось судно "Академик Курчатов" с обитаемым подводным аппаратом на борту. Постоянные шторма и авария аппарата при спуске на воду не позволили рассмотреть Атлантиду вблизи. Однако следующие экспедиции на Ампер исследовательского суда "Витязь" в 1982 и 1984 годах были успешными.
По пути из Новороссийска к Атлантиде "Витязь" оба раза заходил в Грецию для детального осмотра его командой Акрополя, Агоры и храма Зевса, чтобы точно знать, что надо искать на вершине Ампера. На месте водолазы с "Витязя" откололи пробы каменной кладки атлантов. Как показал анализ, это был базальт вулканического происхождения, а "Атлантида" на Ампере — всего лишь причудливая игра природы.
На обратном пути руководители экспедиции собрали пресс-конференцию в Португалии. Мировые СМИ сообщили о развенчании очередного мифа об Атлантиде. Демонстрация избыточных возможностей нашей страны в мировом океане тоже произвела впечатление.
Что это было? Маразм застойных лет? Кремлевские обитатели решили утопить в океане миллионы на проверку древнегреческих сказок, когда в стране колбасы на всех не хватало? Подобная точка зрения на многие приоритеты нашей страны в недавнем прошлом сейчас популярна. В некоторых случаях она верна — маразм крепчал, но не в этом.
Великобритания в те же самые годы устроила на Фолклендах полномасштабную войну. Советский Союз продемонстрировал по сути то же самое — кто в океане хозяин, но совершенно невинным и доходчивым способом. Все, кому это адресовалось, намек поняли.
От папуасов до космоса
Россия вышла в мировой океан позже других, только в начале XIX века, зато дебют был более чем успешным. Балтийские военные моряки — капитан II ранга Беллинсгаузен и лейтенант Лазарев — открыли Антарктиду, которую три века не могли найти португальцы, испанцы, французы, англичане.
Долгое время изучение океана велось почти исключительно на военных кораблях. Самое известное научное судно XIX века "Челленджер", обнаружившее в 1875 году максимальную глубину в океане (Марианский желоб, 11 км), было 17-пушечным корветом английского Королевского флота, отличившимся при оккупации мексиканского порта Веракрус и в карательных операциях против папуасов островов Фиджи. Его российским аналогом в тот же период был парусно-винтовой военный корвет "Витязь". В ходе кругосветного плавания 1870-1874 гг. он высадил в Новой Гвинее Миклухо-Маклая, салютом из своих орудий сразу внушив здешним папуасам должное почтение к дорогому гостю. Забрал Николая Николаевича оттуда через два года военный клипер "Изумруд".
Революция и разруха прервали российскую океанскую одиссею. Второй раз наш флот выходит в океан только в 1960-х годах. Около шестидесяти подводных атомных крейсеров скрытно рассредоточиваются по всей акватории мирового океана. В условиях холодной войны столь сильным аргументом, как мобильные пусковые установки с ядерными баллистическими ракетами, которые неизвестно где находятся в данный момент, обладали только СССР и США. А надводные крейсера своими орудийными башнями наглядно демонстрировали миролюбивую внешнюю политику советского государства народам Африки, Азии и Латинской Америки, борющимся с колониализмом.
Для обеспечения безопасности плавания надлежало изучить театр возможных военных действий: глубины, рельеф дна, течения, турбулентность на разных глубинах, рассеивание звука в толще воды (для обеспечения бесшумности собственных атомных субмарин и обнаружения чужих). Океан нужно было знать в деталях.
Кроме того, при запусках спутников, а затем — пилотируемых космических кораблей, примерно треть их траектории находилась вне зоны прямой видимости с территории СССР. Необходимо было иметь в западном полушарии плавучие центры управления для контроля стыковки-расстыковки, торможения при спуске, втором старте при выводе межпланетных кораблей с промежуточной орбиты, надо было принимать из космоса оперативную информацию и так далее.
И житница, и кузница
Была еще одна насущная необходимость идти в океан. Колхозное строительство явно шло в тупик. Не решило проблему продовольственной безопасности страны и беспрецедентное по масштабам освоение целины в Казахстане. Но даже в годы самого свирепого колбасного дефицита советские граждане могли купить в гастрономе рыбу аргентину, выловленную у берегов одноименной страны, сельдь манхэттен и намазывать на хлеб "питательную белковую массу" "Океан", изготовленную из маргарина и мелких (от 3 до 5 мм) антарктических креветок — пищи антарктических китов.
В начале 1960-х уже было понятно, какие перспективы сулят углеводородные запасы под дном океана. Результатом этого понимания стали Сахалин 1 и Сахалин 2, Штокмановское, Ленинградское, Русановское, Приразломное и еще ряд таких же крупных месторождений нефти и газа, которые многим сейчас ошибочно кажутся сравнительно недавними российскими приобретениями.
Попутно на дне океана были обнаружены залежи железомарганцевых конкреций (минеральных образований округлой формы) и кобальтомарганцевых корок. Оказалось, что на больших глубинах оно сплошь усыпано конкрециями размером с теннисный мяч, которые можно было просто тралить и поднимать на борт, а кобальтомарганцевую корку соскребать со дня драгой. Эти месторождения надлежало оценить, застолбить, а также нужно было разработать методы добычи.
В подводных Магеллановых горах на северо-западе Тихого океана была разведана целая провинция кобальтомарганцевых корок с промышленной примесью платины, вольфрама, молибдена, иттрия, запасы которой превышали ресурсы Норильской и Уральской никелекобальтоносных провинций вместе взятых.
В 1987 году наша страна первой получила лицензию Международного органа по морскому дну (МОД) при ООН на освоение месторождения железомарганцевых конкреций в Тихом океане, но началась перестройка, и подводное железо с марганцем стали столь же недосягаемы, как если бы были на Луне.
В начале третьего кругосветного плавания
К началу 1980-х отечественная армада исследовательского океанского флота состояла из почти четырех сотен кораблей, включая 11 судов космической службы, четыре подводные лодки с глубиной погружения до 200 метров и два батискафа с глубиной погружения до 6 км (всего в мире тогда было пять таких батискафов). Для сравнения: научные флоты всех остальных стран мира вместе взятые насчитывают сейчас 160 кораблей.
Вообще, 1970-е и 1980-е годы без преувеличения можно назвать золотым веком нашей океанологии. Ни одна страна в мире не могла соперничать с нами в области изучения океана.
Весь земной шар был опутан сетью плавучих датчиков, с которых непрерывным потоком шли данные глобального процесса обмена гидросферы с атмосферой, накопления донных осадков, глубинных литосферных процессов. Эксперимент такого масштаба был поставлен впервые в истории человечества. Эти данные до сих пор служат основой современных представлений о мировом океане.
Например, так называемые кольцевые течения в океане можно было обнаружить только с помощью проводящихся одновременно космической съемки и замеров с борта сразу нескольких судов. Технически такая возможность была доступна только советским океанологам.
Внутри кольцевых течений на поверхности воды вспухают водяные линзы диаметром в сотни километров и высотой в десятки метров над уровнем океана. Затем эти водяные купола схлопываются, образуя водовороты.
Особенно часто такая пульсация наблюдалась в Саргассовом море, географически совпадающим с пресловутым Бермудским треугольником. Они могли быть причиной внезапного исчезновения здесь кораблей — во всяком случае, пришельцы для этой гипотезы не требуются.
Так же внезапно в один прекрасный момент схлопнулась и без следа затонула вся Атлантида советского присутствия в мировом океане. Зато с колбасой и с недвижимостью на Канарах и Мальдивах не стало проблем. Что лучше — спорить бессмысленно, лучше и то, и другое вместе.
Возможно, мы к этому еще придем, во всяком случае, дело сдвинулось с мертвой точки. Снова началось строительство океанских кораблей, как с пушками, так и без них, снова наш флот вышел за пределы территориальных вод.
Если это, уже третье по счету, кругосветное плавание России будет хоть наполовину таким же успешным, как два первые, то День океанов и у нас начнут замечать и отмечать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции