МОСКВА, 20 мая — РИА Новости. Лидерство главы Минобороны Сергея Шойгу в рейтинге министров правительства, подготовленного радиостанцией "Эхо Москвы", РИА Новости, газетой "Известия" и агентством "Интерфакс" к первой годовщине работы кабинета, политологи считают ожидаемым, так как он давно завоевал популярность и в некоторой степени является легендой. По словам опрошенных РИА Новости экспертов, интересным фактом стало появление на второй позиции первого вице-премьера Игоря Шувалова; а "четверку" главы Минфина Антона Силуанова аналитики объяснили успешным продолжением политики Алексея Кудрина.
Рейтинг российских министров. Фото >>
По результатам рейтинга, Шойгу занял первую строчку в общем топе, на второй позиции Шувалов, а третье место — за министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Разрыв в баллах в первой тройке членов правительства небольшой: Шойгу набрал 10,64 балла, Шувалов — 10,43, а Лавров получил 10,35.
В пятерку общего рейтинга также вошли Силуанов (10,08) и глава МВД Владимир Колокольцев (8,82). На последнем месте в рейтинге оказался министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев (3,17). Рейтинг составлялся с учетом категорий "цитируемость в СМИ" (тройка лидеров — Шойгу, Лавров, Дворкович), "влиятельность" (тройка — Шувалов, Шойгу, Лавров), "эффективность" (тройка — Силуанов, Лавров, Шувалов) и "популярность" (тройка — Шойгу, Лавров, Колокольцев).
Категориям влиятельности и эффективности в общем рейтинге отводится по 40%, а популярности и упоминаемости в СМИ выделяется по 16% и 4% соответственно. Всего в рейтинге, приуроченном к первой годовщине работы кабинетам Медведева, 28 министров. В экспертный совет вошли 45 человек, в том числе политики, главные редакторы ведущих СМИ и политологи. Оценки выставлялись по 20-балльной шкале, от 1 до 20.
Рейтинг министров правительства РФ >>
Легенда о Шойгу
По словам политолога Владимира Слатинова, лидерство Шойгу в рейтинге не удивительно, так как он был самым популярным и известным министром на протяжении очень долгого времени. Эксперт отметил, что когда Шойгу возглавил министерство обороны, то степень внимания к нему стала чрезвычайно высока.
"У него очень высокий рейтинг цитируемости, рейтинг популярности. Но популярность Шойгу скорее отражает его прежние заслуги и ожидания относительно того, что он вытащит армейскую реформу, также на популярность Шойгу работает его противопоставление с Сердюковым <…> То, что Шойгу нет в показателях эффективности это примечательно, так как действительно пока можно говорить, что Шойгу выдан кредит доверия <…> Он по прежнему популярен, он влиятелен, он очень цитируем, поскольку внимание к военной реформе и возглавляемому им ведомству очень велико, но при этом его эффективность пока не оценивается высоко, потому что он сейчас имеет высокий кредит доверия, но говорить о результатах его деятельности рано", — сказал Слатинов.
Политолог Алексей Мухин также считает, что попадание Шойгу на первые позиции объясняется тем, что в значительной степени он уже легенда. "Очень сложно перебить Шойгу на этом поле. Но то, что он продолжает оставаться в этой позиции, говорит о его хороших аппаратных и одновременно политических позициях", — отметил политолог, пояснив, что вторая позиция в категории "влиятельность" у главы Минобороны объясняется сложным полем деятельности, где полно "замаскированных мин". "Это минное поле, поэтому подорваться тут очень легко. В одночасье там ситуацию не исправить", — пояснил эксперт.
"Ожидаемый" Лавров и "интересный" Шувалов
Появление Лаврова в лидерах рейтинга политологи считают также закономерным, а вот вторая позиция Шувалова стала несколько неожиданной для них, хотя эксперты отметили его хорошую работу на своем посту.
По мнению Слатинова, российская внешняя политика сейчас очень точно отражает настроения большинства населения, которое поддерживает нынешнюю власть и которому нравится подчеркивание самостоятельного суверенного оппозиционирования России на международной арене с привкусом антизападничества. "При этом политика Лаврова сохраняет свою ярко-выраженную прагматичность, которая больше видна для экспертов <…> Он естественно цитируем, так как внешняя политика для России очень важна, он влиятелен, поскольку оказывает существенное влияние на формирование внешней политики, он популярен и в принципе, если говорить о модели политики — сочетания жесткого позиционирования с одновременным прагматизмом, то Лаврову удается это делать эффективно", — сказал политолог.
Говоря о Шувалове, Слатинов отметил, что министр оказывает существенное влияние на процесс принятия экономических решений в правительстве и отвечает за макроэкономику. "Многие макроэкономические параметры у нас довольно благоприятны, если говорить о таких вещах как долг или уровень инфляции, но важно понять, что это заслуга не только этого правительства. Попадание его в рейтинг эффективности связано с тем, что значительная часть макроэкономических параметров, за которые отвечает Шувалов в общем сейчас находится на довольно приличном уровне", — сказал эксперт.
Политолог Мухин, в свою очередь, назвал появление Шувалова на второй строчке рейтинга интересным фактом, который разбавил топ постоянных лидеров списка популярных министров Шойгу и Лаврова. "В последнее время внешнеполитический трек стал менее актуальным, на этом треке работает сейчас Владимир Путин, а вступать c ним в конкуренцию очень сложно Сергею Лаврову. Помимо этого в последнее время очень большое внимание уделяется проблеме эффективности правительства, а здесь Игорь Шувалов демонстрирует хороший результат. Именно поэтому, скорее всего, он попал на промежуточную позицию между Шойгу — традиционным лидером этого списка — и Лавровым — министром, который регулярно занимает вторые позиции", — прокомментировал Мухин результаты рейтинга министров.
Наследник Кудрина
Лидерство Силуанова в категории "эффективность" и его попадание в пятерку лидеров рейтинга эксперты считают обоснованным, так как с финансовыми макроэкономическими показателями в стране все в порядке.
"Мы оцениваем Минфин с точки зрения соблюдения страной финансовых макропараметров и здесь господин Силуанов действительно может быть назван как один из эффективных, хотя фактически мы имеем продолжение в основной части политики Алексея Кудрина", — считает Слатинов.
Мухин также отмечает, что Силуанов является наследником Кудрина, и придерживается тех же методов работы, что и экс-министр. Это и позволяет ему занимать успешную позицию в рейтинге, констатирует политолог.
По его мнению, в ближайшие год-два будет понятно, Силуанов самостоятельная фигура или он по-прежнему не выходит из тени Кудрина. "Путин здесь сыграл некоторую роль, потому что признал, что Кудрин по-прежнему оказывает экспертное содействие министерству финансов. И это, безусловно, укрепляет аппаратные позиции самого Силуанова", — добавил Мухин.
Реформатор Колокольцев
Глава МВД, как полагает Слатинов, воспринимается и населением, и частью экспертного сообщества, как человек, который реально начал полицейскую реформу в отличие от своего предшественника Рашида Нургалиева.
"Колокольцев во всяком случае создал о себе представление, что у нас такая реформа идет, и эта реформа сопровождается не только повышением денежного содержания, но и повышением требовательности к сотрудникам. Было несколько знаковых событий, в том числе и задержание "белгородского стрелка", когда полиция показала себя довольно прилично <…> При позднем Нургалиеве из полиции шли сплошь отрицательные новости, про майора Евсюкова, про события в Казани", — сказал аналитик.
По его словам, Колокольцеву удалось показать, что МВД жестко реагирует на подобные факты, поэтому его оценивают как эффективного министра.