МОСКВА, 20 МАЯ, – РИА Новости, Дмитрий Виноградов.
В 2010 году два "твиттерянина"-украинца предложили отмечать в 140-й день года День Твиттера: ведь именно 140 знаками ограничены размеры сообщений в микроблоге. Этот день выпадает на 20 мая в обычный год и на 19 мая – в високосный. Так что именно в понедельник украинские и российские "твиттеряне" отмечают маленький праздник не очень заметного для оффлайн-мира сервиса, который изменил судьбу многих своих адептов – в том числе и в худшую сторону.
О влиянии виртуальных сообществ на реальную жизнь написаны уже терабайты "многабукв". Twitter, как и другие соцсети, уже неоднократно становился источником скандалов, связанных с нарушением как корпоративной этики, так и общечеловеческой морали. Как избежать неприятных ситуаций и при этом сохранить удовольствие от пользования полюбившимся многим сервисом?
Привет из американского Бобруйска
Самый свежий корпоративный скандал в Twitter разразился совсем недавно, в конце апреля – правда, не в России, а в Америке. Креативный директор игрового подразделения Microsoft Адам Орт выразил в своем микроблоге недоумение, почему геймеры драматизируют тот факт, что некоторые игровые консоли, вроде новой Microsoft Xbox 2, требуют постоянного подключения к интернету. К своему твиту программист добавил хэштэг #dealwithit ("смиритесь с этим"). На этом Адам Орт, впрочем, не успокоился и запостил еще несколько ироничных твитов – мол, не стоит покупать пылесосы тем, у кого бывают перебои с электричеством, а также пользоваться мобильниками – ведь сотовая связь иногда пропадает.
Однако скандал разразился потом – когда представителю Microsoft поставили на вид, что многие геймеры живут в маленьких городках вроде "Джейнсвилл в штате Висконсин или Блэксбург в Виргинии" (видимо, это что-то вроде нашего Урюпинска), где бесперебойный интернет все еще роскошь. Живи он там, представитель Microsoft вовсе не был бы столь категоричен. "А зачем мне там жить?" – спросил, в свою очередь, Адам Орт, чем нанес непоправимый моральный ущерб и всем геймерам, и жителям всех американских Бобруйсков.
Сразу после этого Адам Орт покинул свою должность в Microsoft Studios – не помогло даже то, что он ограничил доступ к своей твит-ленте: скриншоты его переписки остались в сети. Компания Microsoft, в свою очередь, поспешила извиниться и заявить, что слова Орта "не отражают ее официальную позицию".
"Когда вы публикуете информацию онлайн, она помещается на сторонние сервера и становится постоянной частью интернета. Попытки удалить эту информацию или сделать ее анонимной могут быть успешными на одном сайте, но далеко не на всех, – предупреждает по этому поводу компьютерная компания Nvidia в своих "Правилах работы с социальными онлайн-сервисами". – Придерживайтесь здравого смысла". Инструкция предупреждает: "Отказ следовать этим правилам может привести к дисциплинарным взысканиям – вплоть до увольнения".
Чувство юмора против чувства такта
Несмотря на подобные здравые правила, которые есть уже во многих компаниях, корпоративные скандалы в Twitter с завидной регулярностью случаются и в России. Например, в мае прошлого года, когда российский самолет "Сухой Суперджет-100" потерпел катастрофу в Индонезии (погибло 45 человек), бортпроводница "Аэрофлота" Екатерина Соловьева написала в своем микроблоге весьма циничный комментарий, который тут же стал достоянием всех соцсетей.
Девушку уволили, впрочем, ее тут же пригласили на работу в пресс-службу социальной сети "Вконтакте". "Было больно наблюдать, как российский интернет нападал на беззащитную Екатерину. Уверен, она извлекла из своей ошибки урок", – пояснил тогда решение компании замгендиректора Илья Перекопский.
Впрочем, если даже Соловьева извлекла из своей ошибки урок, то не факт, что это сделали ее другие коллеги по "Аэрофлоту". Вскоре разразился новый скандал, когда другая бортпроводница из этой же госкомпании, Татьяна Козленко, выложила на своей странице фотографию с неприличным жестом в адрес сидящих в самолете пассажиров.
После скандала на всю блогосферу девушку также уволили. Причем об этом решении "Аэрофлот" сообщил через тот же Twitter, только корпоративный. Впрочем, после того, как бортпроводница обратилась напрямую к руководству компании с просьбой ее не увольнять, Козленко простили. Решение об этом принимал лично гендиректор компании Виталий Савельев.
Нетикет: скажи этикету "да"
Специалисты по нетикету, то есть этикету в интернете (netiquette, от английского net – "сеть" и etiquette – "этикет"), в специально сформулированных "12 заповедях интернета" советуют: "Не забывайте, что через посредство Сети и компьютера вы связаны с живым человеком, а часто – со многими людьми одновременно. Не позволяйте одурманить себя атмосферой анонимности и вседозволенности. Сочиняя электронное послание, представьте, что все это говорите человеку прямо в лицо – постарайтесь, чтобы вам не было стыдно за свои слова".
"В социальных сетях границы между частным и публичным, личным и профессиональным довольно размыты, – предупреждает по этому поводу своих сотрудников корпорация Intel в специальных "Правилах использования социальных сетей". – Указывая информацию о том, что вы являетесь сотрудником корпорации Intel, вы участвуете в формировании восприятия корпорации Intel нашими акционерами, клиентами и общественностью".
Смех сквозь слезы
Впрочем, дело не только в том, что юзеры, публикуя что-либо на своих личных страничках, не понимают, что их пост может разойтись по всему интернету, причем их будут воспринимать как представителей той компании, где они работают. Дело еще и в том, что многих подводит чувство юмора, или имеются пробелы в представлениях о морали и этике.
Например, в августе прошлого года сотрудница "Сбербанка", ответственная за наполнение корпоративного твиттера, опубликовала в нем "юмористическое" сообщение: "Если на стене мелом написать "Сбербанк", у стены образуется очередь из 30 пенсионерок. Кто пробовал? Работает?"
Союз пенсионеров России пригрозил написать гневное письмо лично Герману Грефу, президенту Сбербанка, но скандал удалось замять – как водится, с помощью увольнения сотрудницы.
Видимо, не зря компания "Скай линк" в своих рекомендациях для сотрудников настаивает: "Не позволяйте себе непристойности, оскорбления, а также дискриминирование по расовому, религиозному, половому, национальному и иным признакам".
Впрочем, под жесткие санкции попадают не только рядовые сотрудники компаний, но и VIP-персоны: немало шуму наделал случай с тверским губернатором Дмитрием Зелениным. В октябре 2010 года чиновник разместил в своем твиттере фотографию салата, сделанную им на дипломатическом приеме в Кремле: по тарелке ползет червяк.
После этого помощник президента РФ Сергей Приходько предложил уволить чиновника за "слабоумие". Вряд ли тот случай был единственным поводом для недовольства губернатором в Кремле, но, так или иначе, в июне следующего года Зеленин, занимавший к тому времени свой пост уже восемь лет, действительно его покинул.
Инвестиции в осторожность
Если недовольство клиентов и начальства рискованными шутками может быть понятно и без дополнительных пояснений, то некоторые компании предъявляют к поведению сотрудников в соцсетях особенные требования.
Сотрудница одной известной международной инвестиционно-банковской корпорации, имеющей представительство в России, на условиях анонимности рассказала РИА Новости, что их работник может быть вызван на неприятный разговор к начальству, если на фотографии из отпуска рядом с ним окажется представитель компании-партнера, с которым они подружились на работе или обучаясь вместе в вузе: считается, что такие дружеские отношения могут потом повлиять на сделку. А присутствие на такой фотографии сотрудника госструктуры могут истолковать как попытку подкупа или шантажа.
Сотрудникам этого банка не рекомендуется также публиковать фотографии с рабочего места – небрежно раскиданные на рабочем столе документы или открытая на компьютере интернет-страница могут стать утечкой информации о готовящейся сделке. С учетом многомиллиардных сделок, в которых участвует этот банк, подобная осторожность не кажется избыточной.
О своей работе вообще лучше ничего не писать – чтобы не давать повода для упрека в разглашении инсайдерской информации или невольном воздействии на ход сделки, над которой сотрудник и его команда в данный момент работают.
Именно поэтому на рабочих компьютерах в этом банке, а также на мобильных корпоративных телефонах, выданных сотрудникам, доступ в социальные сети заблокирован. А о правилах поведения в интернете им постоянно напоминают на специальных корпоративных семинарах. По итогам обучения сотрудник должен пройти тест.
Ну а работникам остальных компаний, где дела с секретностью обстоят не так строго, можно посоветовать просто не размещать в своем твиттере сообщения вроде того, которое опубликовал работник шведского автомобильного концерна Volvo: "Еще один рабочий день в этом сумасшедшем доме". И тогда не придется писать, как уволенная бортпроводница Татьяна Козленко: "Прощайте, друзья мои!".
Не зря же компания Intel в правилах для своих сотрудников советует: "Прежде чем отправлять сообщение, немного подумайте".