КИНГС-ЛИНН (графство Норфолк, Великобритания), 16 мая - РИА Новости. Картины из коллекции первого премьер-министра Великобритании Роберта Уолпола, хранящиеся в Эрмитаже, ГМИИ им. Пушкина и других музеях, впервые за несколько столетий вернулись в поместье Хаутон-холл в английском графстве Норфолк. Произведения будут гостить у себя "дома" с 17 мая по 29 сентября.
Возвращение домой
"Я очень рад и до сих пор не могу поверить, что эта выставка открывается. По-моему, это первый такой случай, когда частному дому разрешили разместить экспозицию такого высочайшего уровня. Картины, возвращенные, пусть на время, в интерьер, специально под них созданный, заиграли совсем новыми красками и приобрели новый смысл", - сказал, приветствуя журналистов на пресс-показе выставке, потомок Уолпола и нынешний владелец поместья, седьмой маркиз Чамли Дэвид Чолмондели.
Он рассказал, что все интерьеры в доме создал известный архитектор и дизайнер Уильям Кент. Он работал над ними не просто с учетом вкуса владельца дома, но и с чисто практической целью: убранство дома должно было выгодно оттенять великолепные картины, собранные Уолполом.
"Кент спроектировал абсолютно все: мебель, обои, даже рамы для картин. Поэтому так важно смотреть на картины в контексте. Вообще это удивительная история: списки коллекции существовали, но Дэвид совершил поразительное открытие: в одном из ящиков письменного стола в библиотеке он нашел планы дома, сделанные Кентом. Все эти годы планы так и пролежали в столе, и благодаря им мы точно знаем, где какая картина висела", - рассказал РИА Новости граф Эдмунд Лимерик, хорошо знакомый с маркизом Чамли и принимавший активное участие в организации выставки в качестве члена наблюдательного совета Oracle Сapital Group, одного из спонсоров проекта.
Слова графа Лимерика в полной мере подтверждает сама выставка. Картины настолько органично вписываются в интерьер, что подчас невозможно поверить, что они не всегда висят здесь. Единство интерьера и коллекции можно разглядеть и в мелочах: рама к одной из работ Пуссена и ножки стола в комнате, где она висит, выполнены из одного материала и украшены одинаковой резьбой.
"Это коллекция не просто богатого человека, это тщательно подобранная коллекция. Уолпол тратил деньги на самое лучшее с точки зрения искусства. Конечно, в качестве его художественных "агентов" нередко выступали его сестры, но решающее слово всегда было за ним. Дом должен был стать для Уолпола храмом не только для семьи, но и для коллекции", - рассказал куратор выставки Тьерри Морель.
Путешествие в Россию и обратно
Бесценные произведения Ван Дейка, Пуссена, Альбани, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Мурильо - общим числом 204 - на аукцион выставил внук Уолпола, третий граф Оксфордский, известный своим распутством и расточительством. О продаже узнала российская императрица Екатерина Вторая.
"У Екатерины Второй были те же амбиции, что и у Уолпола, и тот же ум и вкус. Она не могла упустить такую коллекцию и приобрела ее целиком для Эрмитажа. Цена сделки составляла 40 тысяч 555 фунтов стерлингов. В Россию коллекция прибыла осенью 1779 года", - рассказал Морель.
Целостность коллекции, в основном, сохранилась, хотя некоторые работы из нее были проданы за границу в сталинское время, некоторые произведения оказались в других музеях на территории бывшего Советского Союза. Организаторам выставки удалось привезти "домой" 70 работ - участие в проекте согласились принять музеи Киева, Москвы, Петербурга, Лондона, Нью-Йорка и Вашингтона. Об отсутствующих картинах (кстати, судьба 36 картин из коллекции Уолпола остается неизвестной) напоминает, к примеру, большое зеркало в раме, предназначенной для картины Рубенса, сейчас хранящейся в Нидерландах.
Дэвид Чолмондели ради выставки согласился вернуть некоторым комнатам тот вид, который был у них при Роберте Уолполе, Эрмитаж пошел на беспрецедентный шаг, разрешив вынуть картину Пуссена из своей обычной рамы и вставить ее в оригинальную, хранившуюся в Хаутон-холле.