МОСКВА, 10 мая — РИА Новости, Ольга Липич. Первый в истории визит патриарха Московского и всея Руси в Китай укрепит отношения двух стран и будет способствовать нормализации положения Китайской автономной православной церкви, сообщил в интервью РИА Новости замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата, эксперт по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов.
Патриарх Кирилл прибыл в Китай утром в пятницу, в рамках визита с 10 по 15 мая он совершит богослужения в православных храмах Китая и встретится с руководством страны.
Духовная миссия — предшественница дипломатической
"Предстоятель Русской православной церкви впервые посещает Китай. Этот визит будет способствовать нормализации положения Китайской автономной православной церкви и продолжит созидательный вклад, который Русская православная церковь на протяжении долгой истории вносила в российско-китайские отношения", — сказал Балашов.
По его словам, в российско-китайских отношениях православию принадлежит совершенно особая роль.
"Нынешний год — год 300-летия учреждения Российской духовной миссии в Китае: она осуществляла свою деятельность тогда, когда дипломатической миссии Российского государства на территории Китая еще не было. Десятилетиями духовная миссия была единственным связующим звеном между Россией и Китаем", — рассказал Балашов.
Священники миссии, добавил он, стали первыми российскими синологами, именно им были обязаны наши соотечественники первому знакомству с историей, языком и культурой Китая.
А в 1956 году РПЦ предоставила автономию Китайской православной церкви, которая стала результатом многолетней деятельности Российской духовной миссии.
Православие в Китае: современность
По его словам, поскольку Китайская автономная православная церковь сегодня не имеет собственного епископата, забота о верующих, которые к этой церкви принадлежат, — "особенный долг" патриарха Московского и всея Руси.
Патриарх Кирилл совершит в Китае богослужения, в которых, как надеется собеседник агентства, примут участие соотечественники и китайские православные верующие.
Патриарх также встретится с представителями государственного руководства Китая, проведет переговоры с руководством госуправления по делам религий КНР. "Целью этих контактов будет, прежде всего, содействие нормализации положения Китайской автономной православной церкви", — добавил Балашов.
Положительные сдвиги
Эксперт напомнил, что в должности главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата (1989-2009), а затем на посту предстоятеля Русской православной церкви патриарх Кирилл "все эти годы проявляет большое внимание к теме православия в Китае".
Среди этих положительных сдвигов он выделил, в частности, начало учебы в духовных учебных заведениях РПЦ студентов из Китая, прибывших после официального согласования этого вопроса с госуправлением по делам религий КНР.
Представитель Московского патриархата также особо отметил совершение богослужений священниками РПЦ в некоторых городах Китая: в Успенском храме в посольстве России в Пекине и в Никольском храме в Шанхае. Кроме того, несколько раз священнослужители РПЦ имели возможность служить в Покровском храме в Харбине — одном из немногих официально действующих православных храмов в Китае. "Но, к сожалению, в этом храме нет православного священника, который мог бы совершать богослужения", — пояснил Балашов.
А в 2009 году, добавил собеседник агентства, в городе Лабдарин (автономный район Внутренняя Монголия) был освящен новый православный храм — в честь святителя Иннокентия Иркутского.
В ходе визита в КНР патриарх Кирилл также встретится с лидерами основных религиозных общин Китая, которыми считаются католическая, протестантская, буддийская, исламская и даосская.
Из истории
Первые православные поселились в Пекине во второй половине XVII века. Это были пленные казаки — защитники Албазинского острога, вместе с которыми в Пекин прибыл русский священник Максим Леонтьев. Их потомки до сих пор проживают в Китае и придерживаются веры предков. А при Петре I, в 1713 году в Пекине начала действовать Российская духовная миссия. К середине XX века благодаря трудам миссии появилось более сотни православных храмов — в Пекине, Харбине, Внутренней Монголии, Синьцзяне, Гонконге, Ханькоу, Тяньцзине.
В 1954 году было принято решение о закрытии Российской духовной миссии. Позже ее территория и имущество перешли в пользование посольства СССР в Китае. В ходе строительства посольского комплекса были уничтожены многие постройки миссии, в том числе храм Всех святых мучеников (его взорвали в 1957 году). Два других храма использовались для хозяйственных нужд.
В ноябре 1956 года решением синода РПЦ все православные храмы в Китае были переданы в каноническое ведение Китайской православной церкви, которой была предоставлена автономия, с утверждением избрания ее предстоятеля патриархом Московским.
В мае 1957 года в Москве состоялась архиерейская хиротония (возведение в сан) предстоятеля Китайской автономной православной церкви — епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана). Однако после смерти епископа Василия (1962), а затем и епископа Шанхайского Симеона (1965) Китайская церковь лишилась архипастырского руководства. Гонения, последовавшие в период "культурной революции" (1966-76), сделали невозможной полноценную церковную жизнь.
В феврале 1997 года синод РПЦ постановил, что, поскольку Китайская автономная православная церковь не имеет сейчас предстоятеля, впредь до его избрания поместным собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, "попечение о ее пастве осуществляется предстоятелем матери-церкви — патриархом Московским и всея Руси".