МОСКВА, 8 мая — РИА Новости, Максим Филимонов. Владислав Сурков, один из создателей современной политической системы в России, в течение 12 лет исполнявший роль главного политтехнолога Кремля, покинул власть. Президент России Владимир Путин спустя ровно год после назначения Дмитрия Медведева премьер-министром отправил в отставку Суркова, который занимал пост вице-премьера и руководителя аппарата правительства.
Отставке Суркова предшествовали два не связанных друг с другом события, произошедших накануне. Первым стала статья официального представителя Следственного комитета России Владимира Маркина с резкой, на грани, оценкой высказываний представителей власти за критику действий следователей против проекта иннограда "Сколково". Сурков в статье не упоминался, однако вполне угадывался в качестве мишени. Сурков не стал комментировать выступление Маркина, назвав его обидным словом "графомания".
Спустя несколько часов Путин на совещании с правительством подверг кабинет критике за невыполнение его указов, подписанных в день инаугурации год назад. После выступления президента Сурков отказался читать свой доклад, посвященный итогам работы правительства, признав критику президента.
Как сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отставка Суркова связана не с пикировкой между Маркиным и Сурковым, а с итогами совещания об исполнении президентских поручений, при этом Сурков заявление об отставке написал сам.
Однако еще накануне Песков говорил, что никаких оргвыводов на закрытой части совещания не было, а Сурков в конце своего короткого выступления перед президентом пообещал вместе с администрацией президента сделать все, чтобы ликвидировать недостатки в работе, то есть собирался работать и дальше.
Творец суверенной демократии
Сурков пришел в администрацию президента в мае 1999 года по приглашению тогдашнего главы Александра Волошина и сразу включился в процесс политической борьбы с набиравшим силу блоком Евгения Примакова и Юрия Лужкова "Отечество — Вся Россия". Вскоре он стал заместителем главы администрации и стал работать сначала на строительство прокремлевского блока "Единство", а затем на избрание Путина президентом после неожиданной отставки Бориса Ельцина в канун нового 2000 года.
Основной задачей Суркова в первые годы правления Путина стало обеспечение политической поддержки курса нового президента. Именно ему приписывают авторство партийной конструкции, ставшей основой политического могущества Кремля: партии "Единая Россия", появившейся в результате слияния пропутинского блока "Единство" и лужковско-примаковского "Отечества — Вся Россия". Именно он, по многочисленным свидетельствам оппозиционных политиков, стал определять фактическую законотворческую повестку дня, приближать или отдалять политиков от власти, курировать региональную политическую жизнь.
Сурков сформулировал и ввел в широкий обиход понятие "суверенная демократия", согласно которому единственной политической силой в России является российский народ. Нередко понятие "суверенной демократии" противопоставляется западным либеральным ценностям, которые, по мнению прокремлевских политтехнологов, являются чуждыми России и на которые российский народ не должен ориентироваться в своем развитии.
При этом некоторые ситуации, в которых приходилось работать Суркову, соперничали по драматизму с трагедиями Шекспира. Так, Сурков как один из руководителей администрации президента не мог остаться в стороне от "дела ЮКОСа" и преследования главы компании Михаила Ходорковского, тем более, что неофициально в вину главе нефтяной компании ставилась, в том числе, попытка "скупки" депутатских голосов накануне выборов 2003 года и попытка влиять на политические процессы, то есть вмешательство в сферу ответственности Суркова. При этом свою карьеру в бизнесе Сурков начал именно у Ходорковского в Центре межотраслевых научно-технических программ, который стал основой банка "Менатеп". Сам Ходорковский в одном из интервью говорил, что он финансировал ровно те партии, на которые ему указывал Кремль.
После первой кадровой "рокировки" Путина в 2008 году, когда он уступил президентский пост Дмитрию Медведеву и стал премьером, Сурков в отличие от многих путинских соратников не ушел в Белый дом, а остался в Кремле с новым президентом. Именно тогда тема модернизации России начала доминировать в риторике Медведева, а содействие инновационному развитию стало одной из главных сфер ответственности Суркова.
Суркову также приписывают идею создания молодежных прокремлевских объединений. Самым известным из них стало движение "Наши", прославившееся агрессивной риторикой против оппозиции, громкими уличными акциями и ежегодными лагерями на озере "Селигер", которые всегда посещали руководители государства, в том числе, и Сурков.
Горячая зима 2011 года
Политический талант Суркова, благодаря которому партия власти "Единая Россия" одерживала убедительные победы на выборах 2003 и 2007 годов, дал сбой в декабре 2011 года. Тогда несогласие многих жителей крупных городов с итогами думских выборов, победа на которых была присуждена "Единой России", и факты нарушений, о которых говорила оппозиция, вывели на улицу сотни тысяч людей в разных регионах страны.
К такому размаху протестов, которые стали самыми массовыми выступлениями со времени первого прихода Путина к власти в 2000 году, власти были не готовы. "Главный кремлевский кукловод", как назвал Суркова несостоявшийся лидер либеральной партии "Правое дело" миллиардер Михаил Прохоров, сразу после выборов дал интервью писателю Сергею Минаеву, в котором, порадовавшись за победу "Единой России" начал говорить парадоксальные для Кремля вещи: Росси нужна массовая либеральная партия с парламентским представительством для раздраженных городских сообществ и России не нужно усиление вертикали власти, поскольку это приведет к нарастанию хаоса.
"Вертикаль реагирует на сбои в управлении стремлением стать еще вертикальнее, еще уже, проще, примитивнее. Это ошибочный метод. Он ведет к еще большей замкнутости и, как следствие, к большему хаосу. Поэтому, чтобы система сохранялась и развивалась, ее надо разомкнуть. Допустить в нее новых игроков. Не играть одной фигурой. Большую партию нельзя выиграть, играя одной фигурой, даже если это фигура короля. Нельзя оказаться в положении "solus rex" — "одинокий король". Нужно взаимодействовать, а не закрываться. В открытой системе больше турбулентности, но как ни парадоксально, больше и устойчивости", — сказал Сурков.
Через 10 дней после выборов и начала протестов Медведев, которому оставалось провести в Кремле менее пяти месяцев, объявил о широкой политической либерализации: переходе к прямым выборам губернаторов, упрощению процесса создания политических партий, снижению барьера для прохождения партий в Думу.
Еще через неделю после объявленной политической реформы, которое, однако, не снизило градус критики в отношении власти, Сурков дал еще одно интервью. На этот раз газете "Известия", в котором назвал протестующих "лучшей частью общества", которая "требует к себе уважения", и призвал власть вернуть моральное преимущество, которое она потеряла.
А еще через несколько дней, 27 декабря 2011 года Сурков лишился поста первого заместителя главы администрации и был назначен вице-премьером по модернизации. Его преемником на посту главного политика Кремля стал Вячеслав Володин, который возглавлял аппарат правительства у Путина. Оппозиция громко праздновала уход "кукловода" Суркова, однако его преемник проявил себя как еще более жесткий менеджер, при котором толерантность Кремля к политическим противникам стала ниже, а методы борьбы с ними — жестче.
Аппаратчик и модернизатор
После ухода из Кремля политическое влияние Суркова упало, однако аппаратное — возросло. Возглавив после формирования кабинета Медведева аппарат правительства, Сурков замкнул на себя решение всех административных и кадровых вопросов в Белом доме. Кроме того, в его ведение отошло кураторство законотворческой деятельности правительство, взаимодействие со СМИ, религиозными организациями и судами, а также инновационная политика, в том числе, и проект создания инновационной зона "Сколково" под Москвой, которым он занимался еще в Кремле.
После того, как Следственный комитет начал несколько дел против руководства "Сколково", в том числе, и по факту многомиллионных выплат депутату от оппозиции и одному из активных участников протестов в конце 2011 — 2012 годах Илье Пономареву, Сурков выступая в начале мая в Лондоне, выразил удивление высокой активностью следователей.
"Энергия, с которой Следственный комитет публикует свои предположения, вызывает у обычных людей ощущение, что там преступление. Это просто стиль Следственного комитета, это их энергичный стиль. Пусть доказывают, что эти люди в чём-то виноваты, и мы ещё посмотрим, докажут они или нет, при всём к ним уважении. Для "Сколково" это очень опасная тенденция. "Сколково" является сверхчувствительным проектом к репутационному ущербу. И, конечно, на мой взгляд, так громко говорить о возможных нарушениях до решения суда, может быть, неправильно", — сказал Сурков, выступая перед слушателями Лондонской школы экономики.
В ответ на это 7 мая официальный представитель СКР Владимир Маркин выступил в несвойственном для себя стиле, написав авторскую статью в газете "Известия".
"Модно нынче быть сугубо политическим узником, сразу можно рассчитывать на внимание BBC, а то и на поддержку Amnesty International. Возможно, именно поэтому кураторы особо эффективных менеджеров предпочитают выступать с арией московского гостя сразу в Лондоне, среди целевой аудитории. Этот стон у них песней зовется. И песня-то какая жалостливая, прямо в стенах Лондонской школы экономики", — написал Маркин.
"В этой связи у граждан России, в том числе работающих в СКР, возник риторический вопрос: а сколь долго удержится в своем кресле член кабинета Е.И.В., если он, пребывая с частным визитом в Москве, публично осудит Скотленд-Ярд за исполнение прямых обязанностей? Видимо, у нас в Москве слишком либеральный режим по сравнению", — добавил Маркин.
Ответ "граждане России, в том числе, работающие в СКР", получили в течение суток: президент удовлетворил прошение Суркова об отставке, написанное, по словам Тимаковой, еще 26 апреля.
Отставка Суркова — не первая в правительстве Медведева. В прошлом году свой пост покинул министр регионального развития Олег Говорун, который считается близким другом Суркова. Поводом к его отставке стал публичный выговор, который он получил от президента за просчеты в работе министерства.
Обязанности Суркова пока будет исполнять вице-премьер Аркадий Дворкович.
Уже после отставки Сурков удостоился достаточно теплых оценок работы, в том числе, и от своих политических противников. "Владислав Юрьевич, с которым мне доводилось иметь дело неоднократно, он, безусловно, очень талантливый человек. Я очень со многим не согласен из того, что он делал. Очень много есть людей, которые очень критически оценивают результаты его работы. Но я не знаю людей, которые отрицали бы факты существования результатов", — сказал РИА Новости президент Общероссийского общественного движения "Союз Правых Сил" Леонид Гозман.