Президент России Владимир Путин осмотрел новое здание государственного академического Мариинского театра. Экскурсию по второй сцене для главы государства провел худрук Мариинки Валерий Гергиев.
Один из старейших театров России — Государственный академический Мариинский театр — ведет свою историю с 1783 года, когда 12 июля был издан Указ об утверждении театрального комитета "для управления зрелищами и музыкой", а 5 октября – торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади (ныне Театральная). Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцену Театра-цирка, расположенного напротив Большого Каменного театра (где продолжались выступления балетной труппы, а также итальянской оперы). В 1859 году Театр-цирк сгорел.
К 1860 году под руководством архитектора Альберто Кавоса здание было восстановлено. Торжественное открытие возрожденного театра, названного Мариинским по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны, состоялось 2 октября 1860 года, сезон открыла опера Михаила Глинки "Жизнь за царя".
С приходом в 1863 году Эдуарда Направника, сменившего Константина Лядова на посту главного капельмейстера, состоялись премьеры самых значительных в истории русской музыки опер: "Борис Годунов" Мусоргского, "Псковитянка", "Майская ночь", "Снегурочка" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" Бородина, "Орлеанская дева", "Чародейка", "Пиковая дама", "Иоланта" Чайковского, "Демон" Рубинштейна, "Орестея" Танеева и другие.
В 1869 году балетную труппу театра возглавил Мариус Петипа, который продолжил традиции своих предшественников, сохранив такие классические спектакли, как "Жизель", "Эсмеральда", "Корсар". Он поставил балеты на музыку Чайковского и Глазунова — "Баядерка", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Лебединое озеро", "Раймонда" и другие.
В 1886 году балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра, были перенесены в Мариинский театр. А на месте Большого Каменного возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.
В XIX веке здание дважды подвергалось реконструкциям, в 1884-1886 годах были переделаны закулисные помещения, а в 1894-1896 годах подверглась перестройке зрительская часть. К лицевому фасаду пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе, а по бокам от основного здания появились флигеля.
9 ноября 1917 года правительственным декретом Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Наркомпроса. С приходом советской власти из театра ушли почти все ведущие артисты балета, но сохранить классический репертуар все-таки удалось. В 1918 году художественным руководителем театра стал Федор Шаляпин. В 1920 году театр стал именоваться Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ).
В 1922 году балетную труппу возглавил Федор Лопухов, который сумел возродить многие классические балетные спектакли и создать новые.
В 1934 году театру присвоено имя С.М. Кирова. Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где он продолжал работать. В период блокады Ленинграда в здание Мариинского театра попало более двадцати снарядов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено.
В 1968–1970 годах была осуществлена генеральная реконструкция театра по проекту Саломеи Гельфер, в результате которой левое крыло здания было "вытянуто" и приобрело нынешний вид.
Важным этапом в истории театра в 1980-е годы стали постановки опер Чайковского "Евгений Онегин" и "Пиковая дама", осуществленные Юрием Темиркановым.
В 1988 году пост главного дирижера занял Валерий Гергиев, который с 1996 года является художественным руководителем-директором Мариинского театра.
16 января 1992 года театру было возвращено его историческое название – Мариинский. В театре создана Академия молодых певцов и Молодежный оркестр.
В 2006 году труппа и оркестр театра получили в свое распоряжение построенный по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева Концертный зал на улице Декабристов, 37.
Строительство второй сцены Мариинского театра началось в 2007 году.
Международный архитектурный конкурс на проект второй сцены Мариинки в 2003 году выиграл французский архитектор Доминик Перро. В 2006 году Главгосэкспертиза не согласовала его проект рабочей документации, и был объявлен конкурс на ее доработку. В 2007 году конкурс выиграло ЗАО "НПО "Геореконструкция-фундаментпроект". При этом заявлялось, что архитектурная часть проекта Доминика Перро будет сохранена. Но и с этой компанией в мае 2008 года был расторгнут контракт, поскольку Северо-Западная дирекция по строительству, которая является заказчиком работ, сочла, что генпроектировщик не способен обеспечить весь процесс проектирования на должном уровне. Летом 2008 года был выбран новый генпроектировщик — им стало "КБ высотных и подземных сооружений". Также было определено, что архитектурный проект внешнего облика второй сцены будет существенно изменен по сравнению с теми решениями, которые предложил Доминик Перро.
В мае 2009 года премьер-министр РФ Владимир Путин поручил подготовить и провести новый конкурс по выбору облика нового здания Мариинского театра. В новом конкурсе проектов победило канадское архитектурное бюро Diamond&Schmidt.
В конце 2012 года стало известно, что вторая сцена Мариинского театра откроется гала-концертом в мае 2013 года. В первый же сезон на вторую сцену планируют перенести самые крупные и технически сложные постановки, такие как "Война и мир", "Тристан и Изольда" и "Кольцо Нибелунгов". Фестиваль "Звезды белых ночей" тоже пройдет с акцентом на новой площадке.
Вторая сцена Мариинского театра на набережной Крюкова канала состоит из трех основных площадок — главной сцены, арьерсцены и репетиционной сцены (площадь каждой составляет около 1000 квадратных метров), а также двух карманов сцены, чуть меньшей площади. Все площадки можно объединить в единую сцену, а можно использовать и в независимом режиме.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников