Тематика ПРО в последние годы является одним из наиболее актуальных и проблемных аспектов взаимоотношений России с США и НАТО.
Продвигавшиеся администрацией Джорджа Буша‑младшего планы развертывания так называемого "третьего позиционного района" (ТПР) стратегической ПРО США на территории Польши (10 шахтных пусковых установок ракет‑перехватчиков) и Чехии ("стрельбовая" стационарная РЛС ПРО) Россия оценивала как способные привести к негативным последствиям для стабильности и международной безопасности.
17 сентября 2009 года президент США Барак Обама выступил со специальным заявлением по ПРО. Он заявил о готовности Пентагона и впредь развивать систему ПРО в глобальном масштабе. Однако, по словам американского президента, Соединенные Штаты теперь намерены развернуть в Европе модернизированную и более современную систему ПРО, нежели это планировалось при прежней американской администрации.
Обама объявил о принятии нового, так называемого поэтапного адаптивного подхода к развертыванию ПРО в Европе.
В этот же день Белый дом обнародовал программу размещения объектов ЕвроПРО, согласно которой развертывание противоракетных систем пройдет в четыре этапа.
Первый этап реализации завершился в 2011 году — были развернуты новые системы поражения, включая систему Aegis ("Иджис") морского базирования с ракетами‑перехватчиками SM‑3 (Блок‑IA), и средства обнаружения. Введен в эксплуатацию один корабль с системой боевого управления Aegis версии 3.6.1 и РЛС AN/TPY‑2 в Турции, в Европейском командовании ВС США в Европе установлена система боевого управления и связи ПРО Spiral 6.4.
Вторую фазу США рассчитывают завершить в 2015 году. После необходимого тестирования планируется разместить более мощную модификацию перехватчика SM‑3 (Блок‑IB) в версиях для морского и наземного базирования, а также более совершенные сенсоры, необходимые для расширения защищаемого района от ракетных угроз ближнего и среднего радиуса действия. Развертывание одной батареи наземного базирования с перехватчиками SM‑3 IB планируется на базе национальных ВВС в Девесолу в Румынии.
Третья фаза, которая должна окончиться в 2018 году, предполагает разработку, тестирование и размещение усовершенствованного SM‑3 (Блок IIA). При этом указанные перехватчики планировалось разместить во втором регионе — в Польше.
Четвертый этап (до 2020 года) предполагал создание возможности по перехвату ракет промежуточной дальности и не самых совершенных МБР на начальных стадиях полета. Намечено развертывание перехватчиков SM‑3 (Блок IIB), более эффективно поражающих ракеты средней и промежуточной дальности и способных уничтожать МБР, направленные из района Ближнего Востока на США.
На саммите НАТО в Лиссабоне (Португалия) 19‑20 ноября 2010 года была принята новая Стратегическая концепция альянса, которая определила развитие возможностей НАТО по защите территории и населения его государств-членов в качестве ключевого элемента системы коллективной обороны НАТО. В документе выражалась поддержка "поэтапному адаптивному подходу" США к созданию ПРО в Европе, который был заявлен как вклад в архитектуру ПРО альянса.
В свою очередь, на саммите Совета Россия‑НАТО в Лиссабоне 20 ноября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев выдвинул идею создания ПРО в Европе по "секторальному" принципу, предполагающую формирование коллективной системы ПРО в Европе, которая решала бы проблемы ее защиты и учитывала российские интересы безопасности.
Взамен США и НАТО предложили России приступить к созданию "кооперативной" ПРО, состоящей из двух независимых, но "скоординированных" российской и натовской систем.
На саммите в Лиссабоне Россия и НАТО договорились сотрудничать по проекту ЕвроПРО, однако переговоры зашли в тупик из‑за отказа США предоставить юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы против российских сил сдерживания. Представители администрации США не раз заявляли, что американская ПРО не направлена против России и ее стратегического потенциала, а сотрудничество в сфере противоракетной обороны пойдет на пользу и США, и НАТО, и России. Для российской стороны принципиально, чтобы гарантии ненаправленности ЕвроПРО против России были зафиксированы на бумаге ‑ в юридически обязывающей форме, а не на словах.
Отсутствие прогресса в переговорах, которое стороны констатировали по итогам саммита АТЭС в Гонолулу в ноябре 2011 года, вынудило президента Дмитрия Медведева огласить комплекс мер военно‑технического и дипломатического характера в ответ на развертывание системы ПРО в Европе.
В специальном заявлении президента говорилось, что российские военные усилят прикрытие объектов стратегических ядерных сил; стратегические баллистические ракеты будут оснащаться перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками; на западе и на юге страны могут быть развернуты современные ударные системы вооружений, обеспечивающие огневое поражение ЕвроПРО. Также Россия не исключила возможности размещения комплексов "Искандер" в Калининградской области.
В марте 2012 года на встрече в Сеуле (Южная Корея) Барак Обама пообещал Дмитрию Медведеву после президентских выборов в США в ноябре 2012 года проявить гибкость в вопросе ПРО. В Москве оценили эту готовность и выразили надежду на достижение договоренностей.
29 ноября 2012 года, выступая с речью, посвященной отношениям Америки и Европы, в вашингтонском институте Брукингса госсекретарь США Хиллари Клинтон подтвердила намерение США продолжать создание системы противоракетной обороны в Европе, несмотря на возражения России.
27 февраля 2013 года представитель госдепартамента США Патрик Вентрелл заявил о том, что американская сторона считает необходимым продолжать диалог с Россией по вопросу противоракетной обороны, хотя никаких прорывов в этом вопросе пока не достигнуто.
15 марта 2013 года стало известно о том, что США решили отказаться от размещения в Польше дополнительного типа ракет‑перехватчиков, продолжив при этом реализовывать план по созданию системы ПРО в Европе. В ответ на данные сообщения замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков заявил, что отказ США от реализации ключевого этапа развертывания системы ЕвроПРО в Польше не повлияет на позицию России по этому вопросу. Дипломат отметил, что и усеченная система ЕвроПРО может представлять угрозу ядерному потенциалу России, в связи с чем МИД РФ не увидел возможности корректировать свои требования по получению от США юридических гарантий о ненаправленности всех элементов системы ПРО США против российских стратегических ядерных сил.
20 марта 2013 года заместитель главы российского оборонного ведомства Анатолий Антонов заявил о том, что Минобороны РФ намерено обсудить с американской стороной решение Вашингтона отказаться от четвертого пояса ЕвроПРО в Европе. По словам Антонова, этот вопрос может быть обсужден в ходе конференции по безопасности в Европе, которая пройдет 23‑24 мая в Москве. На эту конференцию приглашены министры обороны всех европейских государств, а также глава Пентагона Чак Хейгал, кроме того руководители ОДКБ, НАТО и ОБСЕ.
26 марта 2013 года главы Минобороны США и России Чак Хейгел и Сергей Шойгу договорились возобновить переговоры по ПРО на уровне заместителей глав военных ведомств. К отказу США от планов развертывания четвертого этапа ЕвроПРО министерство обороны РФ отнеслось со "сдержанным оптимизмом".
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников