Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
В среду председатель правительства Дмитрий Медведев впервые отчитывался перед Госдумой в качестве главы кабинета. Когда он вводил эту норму в 2008 году, то не думал, что самому придется ее выполнять. С такого признания начал Медведев свое выступление, которое вместе с сессией вопросов-ответов заняло почти 4 часа.
Нужно отметить, что сам по себе доклад о проделанной в 2012 году правительством работе оказался не особо интересным. Все озвученные цифры, отражающие достижения (низкая безработица, умеренная инфляция, невысокий внешний долг, повышение доходов населения и т.д.), были известны и до этого. И уже подвергались сомнению. Как и выражение тревоги относительно падения темпов экономического роста, что к осени может обернуться рецессией.
Отчет с прелюдией
Более любопытным оказался фон, на котором премьеру предстояло встретиться с законодателями, а также общая атмосфера общения.
За несколько часов до того, как Медведев поднялся на трибуну Госдумы, издание Life News опубликовало смонтированное из нескольких резких высказываний президента видео с закрытой части совещания с министрами и губернаторами, которое состоялось во вторник вечером в Элисте.
В тексте, сопровождающем видео, говорилось, что Владимир Путин не исключает возможность отставки кабинета. Чуть позже пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил, что "в письменной части материала суть сказанного президентом искажена", и речь шла о главах регионов, которые плохо справляются с реализацией программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья.
На таком фоне отчитываться перед депутатами премьер-министру явно было непросто. Не исключено, что именно поэтому вместо конструктивного диалога мы увидели обмен упреками, когда депутаты винили премьера, а тот отвечал взаимностью: "это будет для вас сюрпризом, но Госдума принимала участие в обсуждении, и принимала критикуемые решения".
Одну из ключевых фраз, пожалуй, произнес председатель партии "Справедливая Россия" Николай Левичев: "единства правительства, исполнительной власти мы не увидели".
О формуле, которую не видел премьер
Показательный пример: глава КПРФ Геннадий Зюганов под занавес своего разгромного выступления упомянул пенсионную формулу, которая внесена в правительство и которую придется принимать депутатам. Формула показалась Зюганову не только сложной, но и людоедской, поскольку, чтобы получить возмещение в 40% от дохода, необходимо отпахать 30 лет плюс 5 дополнительно, и получать не меньше 27 тыс рублей в месяц. При этом ни отпуск по уходу за детьми, ни служба в армии в стаж не входит.
Новая пенсионная формула, действительно, сложна даже для человека, который на пенсионной тематике съел собаку. Кроме того, хорошей пенсии многим людям не видать просто потому, что 90-е годы отличались изрядным презрением работодателей к официальному оформлению.
Дмитрий Медведев вполне достойно ответил на критику в этом вопросе. Согласившись с тем, что она обоснована, премьер поинтересовался: "А вы видели формулу?" Видел, ответил Зюганов. Выдержав паузу, премьер вздохнул: "А я нет пока, поскольку сейчас есть только подходы, а окончательной формулы нет. Но я искренне предлагаю пообсуждать ее вместе с правительством, поскольку от формулы зависит благополучие людей. Есть понимание того, что она должна в больше степени, чем сейчас, учитывать стаж и заработок, но в каких весовых категориях – плод совместного обсуждения".
Тут, как говорится, депутатам и карты в руки в плане конструктивного сотрудничества с исполнительной властью. Гораздо проще добиваться популярности, возмущаясь непопулярными предложениями, чем стать частью процесса, который может не понравиться людям.
Хотя принимать предложенный правительством проект все равно придется законодателям, так что в итоге они окажутся в ответе за размер пенсии россиян. Но и здесь у депутатов нашлась отговорка. Тот же Левичев обиженно заметил: "Госдума фактически превращена в служанку правительства".
Похоже на политическое самоубийство: депутаты сами расписываются в собственной ненужности, сводя свою деятельность к механическому нажатию кнопок при голосовании.
Министр преткновения
На отчет перед Госдумой Дмитрий Медведев пришел в сопровождении министров, которые скромно просидели все время в отдельном загончике. По сравнению с предшественниками, среди которых было много ярких, хотя и спорных фигур – Алексей Кудрин, Татьяна Голикова, Эльвира Набиуллина, Игорь Левитин, Елена Скрынник, – нынешние министры не особенно заметны и знакомы широкой публике.
Лишь один человек выделялся из группы коллег. По крайней мере, покрасневшим от напряжения лицом. Что неудивительно, поскольку его фамилию депутаты называли чаще остальных. Более того, именно в отношении этого человека прозвучало жесткое слово "отставка", что должно быть особенно неприятно для министра, находящегося у руля ведомства меньше года.
Министру образования и науки Дмитрию Ливанову припомнили весь джентльменский набор: скандалы с сокращением вузов, забастовки студентов, конфликт с РАН. Звучали язвительные замечания в стиле "давайте еще и МГУ закроем, а потом сделаем торговый центр". Геннадий Зюганов и вовсе сравнил Ливанова с предшественником, который был очень непопулярен в свое время: "на Фурсенко академики свистели, от этого совсем убежали. Пока не разгоните такую компашку, ничего хорошего не будет".
Почему депутаты так ополчились на Ливанова? Можно, конечно, предположить, что причина – его выступление против нашумевшего закона, который депутаты назвали именем погибшего в США Димы Яковлева, но есть ощущение, что все гораздо глубже.
Россияне хотят знать, кто написал Полонез Огинского
Образование – эта та тема, которая сейчас находится на пике общественного интереса. Проблемы с качеством обучения и уровнем образования современных российских жителей волнуют всех.
Совсем свежий пример – вызвавшее бурную реакцию в сети интервью жены футболиста, которая склонялась к тому, что солнце вращается вокруг земли, не знала автора полонеза Огинского и Грибоедовского вальса. Или взволновавшие многих пользователей рунета примеры того, как первокурсники, поступившие в университеты со 100-балльным ЕГЭ по русскому языку, в диктантах в вузе делали по 25 ошибок на страницу.
Бюджетное финансирование образования сокращается, количество обязательных для изучения в школе предметов – тоже, родители школьников волнуются, родители взрослых детей тоже сокрушаются. Тема падения качества образования настолько остра, что она может вполне стать объединительной для общества.
В конце концов, за последние сто лет в России именно подобного рода идеи становились двигателем развития страны. Борьба с голодом, с безграмотностью, с врагами революции, индустриализация, коллективизация, восстановление разрухи после войны, попытка догнать и перегнать Америку…
Сейчас цели, способной объединить людей с разными политическими взглядами для конструктивных действий, нет. И повышение качества образования вполне может стать такой целью. Отсюда же проистекает и такое единодушное неприятие фигуры министра образование и в обществе, и среди депутатов.
Сильные расстрельные позиции
Но премьер-министр Дмитрий Медведев министра образования защитил.
"Министр – не рубль, чтобы всем нравиться, – отрезал он. – Есть набор позиций в правительстве, если хотите, расстрельных. К ним относится позиции министра образования и здравоохранения. Вспомните, чтобы в этом зале кто-то сказал добрые слова в адрес этих министров. Тот, кто нравится всем, не вполне справляется со своими обязанностями".
То есть Медведев в среду озвучил свой выбор: непопулярность не является показателем неэффективности работы министра.
Впрочем, та фраза, которую все ждали от депутатов, все-таки прозвучала. Представитель "Справедливой России" закончил выступление словами, что если к осени страна впадет в рецессию, то Госдума будет вынуждена поставить вопрос об отставке правительства. В общем, министров по осени считают.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции