МОСКВА 30 мар — РИА Новости, Мария Ганиянц. Российский антикварный салон, который пройдет в московском ЦДХ с 30 марта по 7 апреля, будет выдержан в новом стиле и, по расчетам организаторов, привлечет рекордное за последние годы количество участников — число галерей в этом году сравнилось с докризисными салонами 2008 года.
Меню с царского стола
Центральное место в этом году займет некоммерческая выставка "В память 400-летия Дома Романовых. Обед в высочайшем присутствии", где представят художественные меню 1870-х — 1910-х годов из коллекции Сергея Устинова. По мнению экспертов, такой специфический вид прикладной графики в последнее время набирает популярность. В том числе и потому, что они создавались известными художниками — Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, Альбертом Бенуа, Василием Поленовым и другими.
Согласно одному из экспонатов, на обеде в Грановитой палате в день коронации Александра III 15 мая 1883 года (меню оформлял Виктор Васнецов) подавали борщек, похлебку, телятину, стерлядь, заливное, спаржу, гурьевскую кашу и мороженое. Трапеза сопровождалась кантатой "Москва", написанной Чайковским на стихи Аполлона Майкова. Меню Высочайшего обеда в честь коронации Николая II оформлял другой представитель семьи Васнецовых — Аполлинарий. В композиции меню использованы элементы древнерусского книжного орнамента, включены виды Москвы, Нижнего Новгорода и Киева. Кормили в тот раз деликатесами: гатчинскими разварными форельками, холодным из омара, цыпленком с трюфелями и дикой козой.
Также в рамках салона пройдут тематические выставки галерей-участниц — Icon & Old Masters представят фламандских мастеров и древнерусскую живопись, "Артпанорама" выставит графику художника-иллюстратора Владимира Тамби, "Элизиум" посвятит стенд Федору Федоровскому и театральным художникам первой половины ХХ века, а в рамках частного собрания покажут картины эпохи Ренессанса, объединенные темой Мадонны ("Мадонна" Доменико Пулиго, "Мадонна с ангелами" мастерской Лукаса Кранаха, "Мадонна в цветах" мастерской Брейгеля).
Антиквариат Upgrade
Василий Бычков, глава организующей салон компании "Эспо-Парк", рассказал РИА Новости, что помимо большого числа галеристов, нового имиджа, более удобных стендов и подсветки и прочих технических деталей, в этот раз особое внимание организаторы обратили на привлечение клиентов. В последние годы Антикварный салон все меньше стал походить на антикварную лавку, как это было в середине 90-х годов, а участники салона все чаще устраивали на стендах тематические выставки, некоторые из которых были музейного уровня. Однако галеристы все чаще жаловались на отсутствие продаж и на то, что вип-клиенты перестали посещать это мероприятие.
"Действительно, на ярмарках и салонах, зачастую, может не быть прямых продаж, однако это не значит, что их не будет по следам салона. Как показывает практика, такие "последующие продажи" во всем мире могут составлять до 2/3 объемов продаж галереи", — пояснил Бычков.
Согласно статистике, представленной на ярмарке TEFAF, которая недавно прошла в Маастрихте, более 36% мировых продаж сделаны на арт-ярмарках, и их влияние набирает обороты.
Во многом новых клиентов привлекает и тот факт, что ярмарки в последнее время берут на себя значительную функцию развлечения (устраиваются гала-ужины, вип-клиентам предлагают разнообразные интересные культурные программы). К тому же, во время ярмарки клиенты знакомятся друг с другом, с художниками и кураторами, и все это делает покупку искусства намного более интересной, чем просто поход в галерею. Пока, правда, никаких особенных светско-культурных мероприятий в рамках предстоящего Антикварного салона не планируется.