МОСКВА, 21 мар - РИА Новости. Друзья и коллеги Владислава Мамышева-Монро до последнего надеялись, что новость о его гибели на Бали, распространившаяся по соцсетям накануне вечером - очередная мистификация в духе художника, однако с официальным подтверждением от посольства РФ в Индонезии в четверг утром надежды исчезли.
Источник РИА Новости в официальных кругах провинции Бали, хорошо информированный о ходе расследования, рассказал, что художник погиб еще 16 марта в бассейне отеля в городке Кута. По предварительной версии причиной гибели стало злоупотребление алкоголем. В настоящее время власти Бали пытаются связаться с членами семьи Мамышева-Монро через полицию Санкт-Петербурга, чтобы получить их разрешение на необходимые дальнейшие действия и отправить тело художника на родину.
Нерв "Полония"
На Бали Мамышев-Монро в последние месяцы жизни проводил много времени, и на этот раз он снова отправился туда, пользуясь перерывом между проектами - в начале марта в Московском музее современного искусства была открыта фотовыставка "Полоний" по мотивам одноименного спектакля в "Политеатре", который в следующий раз должны были сыграть 6 апреля.
Смотрите фотоленту: Последняя роль Владислава Мамышева-Монро >>
"Сейчас я не думаю о будущем спектакля, придет время, мы выдохнем и будем обсуждать, но сейчас надо просто пережить эту трагедию. Мы только вернулись из Лондона, куда возили один из наших спектаклей, и "Полоний" мы тоже хотели в будущем привезти в Лондон на гастроли, вели переговоры об этом", - рассказал РИА Новости руководитель "Политеатра" Эдуард Бояков.
По его словам, "Влад был стержнем спектакля, его соавтором, все в итоге замыкалось на нем. Мы понимали это и старались создать пространство для его предельной, тотальной реализации. Конечно, он не был просто краской, которую использовал режиссер, он был одним из авторов".
Он подружился с Монро десять лет назад, работая над проектом художника, где ему была отведена роль Иисуса Христа, а Владу - Марии Магдалины и с тех пор они общались и обсуждали варианты совместного театрального проекта до тех пор, пока режиссер Слава Випзон не предложил сделать свою версию "Гамлета".
"Наверное, если употреблять слово "артист" в абсолютном значении, если говорить о тотальном артисте, о тотальном перевоплощении, то это, конечно, Влад. Он жил каждую секунду этой страстью, - сказал собеседник агентства. - Причем, это все было серьезно и честно, это было связано с жертвой и со служением. Это не было приколом или пиаром - при всей своей известности он был этого лишен. У него было ощущение собственного креста, собственной миссии. Видимо, пришла пора ему сыграть предельную роль".
Бояков заметил, что Монро любил говорить о смерти и размышлять на эту тему в своем творчестве - и в перформансах, и в спектакле.
Со своей стороны, на своей страничке в Facebook исполнительный директор ММСИ Василий Церетели, который находится сейчас в США, написал, что "Это ужасная, трагическая новость! Мамышев-Монро - один из восхитительных современных российских художников. Я не хочу в это верить. Только виделись с ним на прошлой неделе. Он был торжеством жизни! Я восхищался им как художником, человеком и другом. О нем никогда не забудут".
Facebook как некролог
На личной странице Монро в Facebook в его коллеги и близкие продолжают писать соболезнования и вспоминать свое общение с художником, отмечая, что он был светлым человеком, любящим людей.
Журналисты Татьяна Байдакова и Марина Федоровская вспомнили, как пересекались с Мамышевым-Монро во время работы в журнале "ОМ" - по-настоящему культовом издании 1990-х годов.
"Всегда буду помнить, как поздравляли друг друга с "нашим" днём рождения - 12 октября. Всегда буду помнить, как делали съёмки и статьи во времена "ОМа". Ты очень светлый был...", - сказала Байдакова, а Федоровская призналась, что послала вчера Владу сообщение, на которое он ответил вот таким странным образом.
"Он всегда помнил всех людей, с кем разговаривал, кто писал о нем, и даже просто говорил с ним. Всегда здоровался. Он с нами. Мне хочется, чтобы мы не ссорились. Это ведет к одиночеству. Каким всю жизнь болел он. Всем нужный и никому", - написала она.
"Ужас и пустота. Владик дал последний перформанс", - написала в Facebook художница Катя Филиппова, играющая мать Гамлета и автор костюмов в спектакле "Полоний", где Монро досталась заглавная роль. По ее словам, незадолго до открытия выставки в ММСИ художник позвонил ей и попросил костюм Офелии, сказав, что все остальные персонажи уже отсняты. "Вот так вышло...", - резюмировала актриса.
Журналист Георгий Мхеидзе оставил в Facebook Монро такую запись: "Персонажей" в 90-е было - не протолкнуться, а вот талантов сопоставимого калибра - пожалуй, ни одного. Помним, любим, скорбим".
Участница известной арт-группы AES + F Татьяна Арзамасова отзывается так: "Боже мой! Грустно и ужасно".
Мамышев-Монро
Мамышев-Монро родился 12 октября 1969 года в Ленинграде. В 1986 году он окончил литературную школу №27 (класс Вениамина Каверина). В 1986 начал работать с арт-группой "Новые художники" Тимура Новикова. С 1987 по 1989 год служил художником и руководителем детского клуба в Советской армии на космодроме Байконур.
Это создатель фотографией, коллажей и работ с новыми медиа, известный своей любовью к различного рода мистификациям. Так, в ходе своих знаменитых перформансов он часто перевоплощался в известных людей. Чаще всего художник выбирал образ Мэрилин Монро. Среди сыгранных им персонажей также Айседора Дункан, Екатерина II, Адольф Гитлер, Мадонна, Иван-царевич, Дракула и многие другие.
Псевдоним Влад Монро или Мамышев-Монро закрепился за художником после "Пиратского телевидения", созданного совместно с Юрисом Лесником и Тимуром Новиковым. В 2000 году Мамышев-Монро обратился к образу кинозвезды Любови Орловой. Он лауреат премии Кандинского-2007 в номинации проект года за свой вариант фильма "Волга-Волга", созданный совместно с режиссерами Павлом Лабазовым и Андреем Сильвестровым.
Художник среди прочего - автор статей в ряде журналов, например в "ПТЮЧ", и ведущий передач на телевидении. Работы Мамышева-Монро находятся в ММСИ, Московском доме фотографии, Новом музее, а также в частных собраниях таких деятелей, как Элтон Джон и Константин Звездочетов. В декабре 2012 года Мамышев-Монро стал играть заглавную роль в спектакле "Полоний" московского "Политеатра".