Греция предлагает России 10 крупных инвестиционных проектов и обещает избавить бизнес от "бюрократического кошмара". В Афинах также ждут участия России в приватизации греческих железных дорог и в создании современной железнодорожной сети, рассказал в интервью РИА Новости заместитель министра при премьер-министре Греции — официальный представитель правительства Греции Симос Кедикоглу.
- Накануне визита Вы говорили, что его главная цель — презентация выгодных инвестиционных проектов и наращивание экспорта греческой продукции в Россию. Какие проекты Греция сейчас предлагает российскому бизнесу?
— В основном есть две категории проектов. Есть программа приватизации предприятий с государственным участием, и есть очень большой ряд частных инвестиционных программ по линии агентства Invest in Greece. Российская сторона выражала и в ходе визита подтвердила интерес, в частности, к греческим железным дорогам OSE, и консультации с РЖД довольно далеко продвинулись. Со стороны российских компаний есть очень большой интерес к греческим энергетическим компаниям DEPA и DESFA, и тендер продолжается. Помимо этого есть интерес и к приватизации других предприятий – греческой нефтяной компании Hellenic Petroleum, электростанций Греческой электрокомпании DEI, региональных аэропортов и морских портов, и мы ожидаем, что по мере продвижения этой программы интерес будет расти и конкретизироваться.
Есть и частные инвестиционные проекты, и во время наших встреч в союзе предпринимателей и в Торгово-промышленной палате мы представили 10 проектов, отобранные в разных областях, – это туризм, здравоохранение, фармацевтика, утилизация отходов, возобновляемая энергия. Во время презентации проектов мы представили нормативно-правовую базу Греции и разъяснили роль агентства Invest in Greece, которое, по сути, является проводником инвестиций в Грецию и защитником интересов инвесторов.
Лично я удовлетворен откликом на предложение о сотрудничестве в области фармацевтики. У греческих фармацевтических компаний есть свои исследовательские центры, собственное инновационное производство, и поэтому появилась идея организовать производство лекарственных препаратов совместно с российскими компаниями. Причем это преследует две цели – в России это реализация установки на самодостаточность в обеспечении лекарственными препаратами, а что касается производства в Греции,– то это способствовало бы продвижению продукции на европейский рынок.
Главный сигнал, который мы хотели подать в рамках этого визита, это то, что правительство Антониса Самараса поддерживает предпринимательство, помогает инвесторам и решает их проблемы.
Еще один важный момент – это введение ускоренной процедуры выдачи документов и устранение бюрократических препятствий, благодаря созданию службы одного окна. То есть теперь лицензирование сосредоточено в ведении одной службы, а срок выдачи одной лицензии ограничен максимум 60 днями. А что касается инвестиций на сумму свыше 50 миллионов евро, то правительство готово в буквальном смысле водить инвестора за руку до момента завершения реализации инвестиционного проекта. И для этого в правительстве существует специальное направление, которое курирует заместитель министра развития, отвечающий за инвестиции. Мы положили конец бюрократическому кошмару прошлого.
- Есть ли какие-либо проекты в легкой промышленности?
— Если говорить конкретно о текстильной промышленности, то она, к сожалению, в Греции переживает тяжелый спад. Но легкая промышленность – это не только текстиль. Такая ее мощная отрасль, как пищевая промышленность, находится на подъеме, и один из проектов, которые я представил на презентации, связан как раз с производством продуктов питания и напитков.
Нас очень интересует сотрудничество в области продуктов питания и напитков, поскольку мы считаем, что это даст импульс к увеличению экспорта. А что касается экспорта сельскохозяйственных продуктов, то тут лучшую рекламу делают российские туристы, которые, побывав в Греции и попробовав греческие продукты, рассказывают о них здесь. Мой друг Георгий Петров – вице-президент Торгово-промышленной палаты России, каждый раз, когда бывает в Греции, обязательно привозит оттуда пятилитровую канистру оливкового масла. Очень хороший рекламщик!
- Удалось ли договориться о продвижении греческой продукции?
— Цель визита была не в заключении конкретных соглашений, а в том, чтобы представить рамки и условия работы, чтобы подтвердить поддержку предпринимателям со стороны правительства. Предприниматели сами найдут свой интерес, но правительства должны их поддерживать. На правительственном уровне подтверждено очень хорошее понимание, расположение к сотрудничеству. Кроме того, между руководителями двух стран существуют очень хорошие личные отношения.
- Согласован ли срок визита греческого премьера Антониса Самараса в Москву?
— Визит находится в стадии подготовки. Перед этим российский министр иностранных дел должен посетить Грецию. Для того, чтобы встреча лидеров – российского президента и греческого премьера – была успешной, нужна очень серьезная подготовка.
Что касается планов, в начале апреля состоится заседание смешанной межправительственной российско-греческой комиссии и заседание делового совета.
- Вы упомянули программу приватизации. Как она сейчас продвигается? Как идет тендер на приватизацию DEPA и DESFA?
— Приватизация каждого предприятия имеет свои временные рамки. Что касается приватизации конкретно DEPA и DESFA, то к концу марта компании, которые вошли в шорт-лист, должны подать обязывающие предложения, после чего они будут рассматриваться, и до конца текущего конца будет вынесено решение.
- До конца года?
— Максимум до конца года, возможно и раньше.
Немаловажно и возможное участие российских компаний в приватизации организации железных дорог Греции OSE. У меня сегодня утром была встреча с вице-президентами РЖД Олегом Атьковым и Александром Салтановым. Консультации далеко продвинулись и идут хорошо.
Такое сотрудничество будет иметь многосторонний эффект для экономики Греции. В настоящий момент в Греции только 1,5% грузов перевозят по железным дорогам, в то время как в других государствах это от 20 до 30%. В результате перевозка грузов (в Греции) дороже, поскольку железная дорога – это наиболее дешевый транспорт для перевозки грузов.
Сочетание стратегического местоположения Греции и
российских ноу-хау в области железных дорог может дать впечатляющие результаты. Представьте себе только современную железнодорожную сеть, связанную с портом, например, в Салониках. Это может стать воротами для всех товаров, которые прибывают из Азии через Суэцкий канал, и оттуда их можно по железной дороге поставлять в Европу.
Приватизация греческих железных дорог начнется в сентябре этого года и должна быть закончена в сентябре следующего года.
- Хотелось бы еще вернуться к приватизации DEPA и DESFA. Греческие СМИ писали, что США оказывают политического давление на Грецию. Можете ли вы прокомментировать?
— Это совершенно не соответствует действительности. Тендер идет в соответствии с законом, победит лучшее предложение. Здесь имеют значение два фактора – предложенная цена и условия поставок в Грецию природного газа на десять лет.
- В 2016 году заканчивается долгосрочное соглашение с Газпромом по поставкам газа.
— Соглашение точно будет продлено. Но, конечно, должны быть оговорены некоторые дополнительные вещи, так что надо немного подождать.
- Недавно было подписано соглашение о строительстве Трансадриатического трубопровода (ТАР). Не означает ли это, что Азербайджан получает дополнительные преимущества в конкурсе на DEPA и DESFA?
— Между ними нет никакой связи. Есть только определенная цель у Греции – вместо клиента стать игроком на мировой шахматной энергетической доске.
- В 2012 году несколько снизился поток туристов в Грецию. Каковы прогнозы на 2013 год?
— В прошлом году было меньше туристов из Германии, Франции, Англии, но можно сказать, что россияне спасли греческую туристическую отрасль, благодаря существенному росту числа туристов из России. В 2013 году мы ожидаем еще больше роста числа туристов из России и возвращения европейских туристов в Грецию.
- Греция второй год подряд планирует выдавать визы для россиян, которые отдыхают в Турции и хотят посетить греческие острова. Изменится ли порядок выдачи виз в этом году? Смогут ли туристы с такой визой посетить другие страны Шенгенской зоны?
— Эта сезонная программа будет продолжена. Российские туристы смогут получить визы на срок до 15 дней для посещения только одной страны (Шенгенской зоны) – Греции. При этом параллельно Греция продолжает усилия на уровне Евросоюза, направленные на пересмотр визового режима для россиян. Мы по-прежнему уверены, что должны быть устранены все препятствия для посещения россиянами европейских стран.
И нельзя не признать, что Греция является рекордсменом по срокам выдачи виз россиянам – виза выдается в течение 48 часов.
- В Греции в последнее месяцы произошло несколько терактов, было несколько крупных выступлений крайне левых группировок, анархистов, и ультраправых. Нет ли реальной опасности установления в Греции анархии или фашизма?
— Нет, об этом не может идти речи, это невозможно. Надо отметить, что страна сейчас переживает трудный период, а безработица – это лучший союзник крайних сил. Теперь, когда мы выиграли сражение и отстояли пребывание в еврозоне, мы дадим бой безработице, которая подпитывает крайние элементы. Создавая рабочие места, мы сведем на нет эти силы.
- Судя по бюджетным показателям, программа правительства выполняется. Сейчас обсуждается, когда начнется экономический рост – в конце 2013 года или в начале 2014 года. А Вы как полагаете?
— Мы в минувшем году смогли остановить свободное падение греческой экономики. И в 2013 году мы должны выйти на рост. Помимо этого, должен появиться первичный профицит бюджета.