МОСКВА, 21 фев — РИА Новости. Режиссер Алексей Герман-старший скончался в Санкт-Петербурге на 75-м году жизни, сообщил РИА Новости сын режиссера Алексей Герман-младший. Причиной смерти стала почечная недостаточность.
"Сегодня умер мой отец. Умер, не приходя в сознание в Военно-медицинской академии в Петербурге. Врачи сделали все возможное и невозможное для того, чтобы спасти отца", — написал в своем блоге на сайте "Эхо Москвы" Алексей Герман-младший.
"Последний раз, когда я его видел в сознании, он диктовал письмо в поддержку киностудии "Ленфильм". Студии, где он проработал всю жизнь, и которую удалось спасти во многом и ценой его здоровья. Для меня отец всегда был образцом достоинства, не стяжательства и честности", — пишет Герман-младший.
Посмотрите фотоленту: Алексей Герман — режиссер, воскресивший прошлое >>
По словам директора студии "Ленфильм" Эдуарда Пичугина, режиссер будет похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.
"Похороны пройдут на Богословском кладбище в воскресенье. Было принято такое решение, так как там находится могила его отца. А утром в воскресенье в первом павильоне "Ленфильма" начнется прощание. Все горожане смогут прийти и почтить память режиссера", — сказал Пичугин.
Также стало известно, что отпевание пройдет в церкви на Конюшенной площади.
"Трудно быть богом"
Сын режиссера также рассказал о судьбе картины "Трудно быть богом", над которой Алексей Герман-старший работал еще с 1990-х годов.
"Картина "Трудно быть богом" фактически завершена. Осталось только перезапись звука. Все остальное готово. Она будет закончена в обозримое время. Этот фильм отец снимал уже сильно болея, жертвуя ради него своей жизнью. Фильм снимался долго и мучительно", — отметил он.
Герман-младший называет эту картину, снимавшуюся по одноименному роману братьев Стругацких, главной работой в жизни его отца.
"Главное, что с нами осталось множество друзей. Что студию "Ленфильм" не распродали на земельные участки. И то, что фильм "Трудно быть богом" будет закончен. И это будет прекрасное и честное кино", — считает он.
По словам заместителя директора киностудии "Ленфильм" Ольги Аграфениной, фильм "Трудно быть богом" Алексея Германа-старшего будет завершен и выпущен в прокат после похорон режиссера.
"Сейчас проведены практически все творческие работы: монтаж и озвучание, поэтому в принципе остались только специфические работы: перезапись и лаборатория. Фильм практически готов. Трудно сказать, когда он выйдет, естественно его будут довершать. Надо осмотреться, кто эту работу будет доделывать", — сказала Аграфенина.
Герман-старший и правда жизни в кино
Алексей Герман-старший был не просто талантливым режиссером, но выдающимся деятелем культуры, во многом определившим лицо современного кинематографа, считает режиссер Александр Поздняков, автор биографического фильма "Герман: по ту сторону камеры" 2008 года.
"После выхода его картин советское кино уже не могло быть прежним. Он привнес в киноискусство правду жизни, подлинность человеческих отношений со всей безжалостностью обнаженного реализма. Это было очень похоже на документальное кино, но за ним стояла сложнейшая режиссерская работа — ведь Герман даже лица для своих фильмов подбирал не актерские. Так родилась ленинградская школа военного кино, творчество Германа повлияло на многих российских и зарубежных авторов", — сказал Поздняков.
Фильмы Германа, по его словам, во всем мире были увенчаны престижными наградами, однако "при всем том он не был замшелым классиком".
"Он хорошо знал и живо реагировал на все новинки современного кино, работал с молодежью в своей мастерской. Вся эстетика его фильмов — новаторская, даже революционная. Его творчество, основанное на исторических сюжетах, было устремлено в будущее. При этом Алексей Юрьевич был яркой общественной личностью, остро реагировал на все происходящее в стране, болел за судьбу Ленфильма", — сказал Поздняков.
"Он вдохновлял коллег и друзей"
Режиссер Павел Лунгин признался, что фильмы Алексея Германа-старшего произвели на него такое огромное впечатление, что он вдохновил заниматься режиссурой.
"На меня лично он произвел огромное впечатление, посмотрев его фильмы, я понял, что хочу заниматься режиссурой. У каждого человека есть свой "будильник" в душе, посмотрев "Двадцать дней без войны" и особенно "Мой друг Иван Лапшин" я понял, что это то кино, которое я люблю и, которое мне нужно" — сказал Лунгин.
Лунгин, также отметил, что одно время много общался с режиссером и он всегда будет для него величайшим авторитетом.
По словам худрука Театра мюзикла Михаила Швыдкого, Герман-старший воспринимал кинематограф как миссию.
"Для Алексея Германа кинематограф был миссией, великим искусством, а не индустрией, — отметил Швыдкой. — Он боролся за людские души, а не за бокс-офис и выручку во время уикенда. Это утрата невосполнима. К сожалению уже нет режиссера, чье присутствие во многом определяло смыслы отечественного кинематографа. Этот день — очень горький день для тех, кто любит кинематограф и вообще русскую культуру".
6 фильмов Алексея Германа-старшего >>
Директор "Ленфильма" Эдуард Пичугин отметил, что Алексей Герман-старший был не просто выдающимся кинорежиссером, создавшим свой особенный художественный мир, но и душой студии.
"Он был настоящий художественный руководитель студии. И для нас это большая потеря. Последние напутствия его в ушах стоят. Я помню, когда зашел разговор о том, чтобы я занял пост директора студии, он сказал: "Если вы откажетесь, вы будете жабой", — поделился воспоминаниями Пичугин.
Герман-старший запомнился ему тонким юмором и добротой.
"Очень тонкий юмор гениальный, абсолютно гениальные его фразы, реплики, суждения, очень острый язык, необычайно добрый человек, такая глыба. Когда он болел, Светлана Игоревна круглосуточно находилась в больнице, мы советовались с ней, обсуждали часто вопросы — почти каждый день созванивались. Алексей Юрьевич всегда свои комментарии давал. Мы со Светланой разговаривали по телефону, а он на втором плане комментирует", — рассказал Пичугин.
Режиссер Владимир Меньшов рассказал, что Алексей Герман-старший обладал большим гипнотическим влиянием на людей.
"Мы с Алексеем пересекались редко. Сейчас я нахожусь на высших режиссерских курсах, где мы с ним сблизились, так как преподавали вместе. Надо сказать, что он обладал большим гипнотическим влиянием на людей, даже его студенты получались все немножко "германы". Особенно это его гипнотическое влияние проявлялось в фильмах. Их немного, но они буквально "прилипали" к тебе. Я помню это ощущение, например, по фильму "Проверка на дорогах", но большое всего я люблю фильм "Мой друг Иван Лапшин". Ну, казалось бы, обычный детектив времен тридцатых годов, написанный его отцом. Но поразительно, как за этой простейшей историей вставала эпоха, вставали люди", — сказал Меньшов.
По его словам, Герман обладал уникальной способностью подбирать актеров, открывать новые стороны их таланта.
"Он потрясающе подбирал актеров, все лица в его фильмах удивительные. Как он заново открыл Юрия Никулина в фильме "Двадцать дней без войны", — считает Меньшов.
Он отметил также знаменитый перфекционизм Алексея Германа, позволявший ему добиваться уникальных результатов.
Советский и российский кинорежиссер, сценарист, народный артист РФ Алексей Юрьевич Герман родился 20 июля 1938 года в Ленинграде в семье писателя Юрия Германа и Татьяны Риттенберг. В 1960 году окончил режиссерский факультет Ленинградского театрального института имени Островского, где учился в мастерской известного режиссера Григория Козинцева.
Фильм "Операция "С Новым годом!" стал первой работой Германа. Картина была снята в 1971 году, но не прошла цензуру, пролежала на полке 15 лет и была выпущена на экраны только в 1986 году под названием "Проверка на дорогах".
Первой его картиной, дошедшей до зрителей, стала лента "Двадцать дней без войны". Фильм был снят в 1976 году. Большим успехом Германа стала лента "Мой друг Иван Лапшин" (1984), удостоенная многих кинематографических наград. За фильмы "Проверка на дорогах", "Двадцать дней без войны" и "Мой друг Иван Лапшин" Алексей Герман был удостоен премии критиков Международного кинофестиваля в Роттердаме в 1987 году. Следующая его работа, фильм "Хрусталев, машину!" (1998) получила три национальных премии российской кинокритики — за фильм, режиссуру и работу художников — и стала лауреатом кинематографической премии "Ника" (2000) в шести номинациях.