МОСКВА, 15 янв — РИА Новости. Ярмарка антиквариата и изящных искусств BRAFA (Brussels Аntiques & Fine Arts Fair) пройдет в Брюсселе в 58-й раз с 19 по 27 января и традиционно представит подборку произведений искусства, среди которых особое место займут археологические артефакты, рассказал РИА Новости президент ярмарки Харольд Т'Кинт де Рооденбеке.
"У нас представлены все направления коллекционирования, в том числе и бельгийские специалитеты — так называемое tribal art и комиксы, но сейчас хотелось бы отметить возросшее присутствие галерей, которые занимаются археологией, всего их восемь. Это и знаменитая Phoenix Ancient Art, которая ведет свой бизнес в Нью-Йорке и Женеве, и парижская David Ghezelbash, и Roswitha Eberwein GmbH — Antike Kunst Gottingen из Геттингена", — отметил собеседник агенства.
Так, например, Phoenix Ancient Art представит мраморный бюст императора Нерона, некогда украшавший римское палаццо Строгановых, а также коринфский шлем из бронзы и фигурку бактрийского женского идола — как пояснили РИА Новости в галерее, они оцениваются в 290 и 390 тысяч евро соответственно, стоимость же бюста не разглашается.
В общей сложности в BRAFA принимают участие более 120 дилеров из разных стран, и в этом году впервые паритет, соблюдаемый между местными и иностранными участниками, был нарушен в пользу последних.
По словам президента BRAFA, это связано с тем, что руководство ярмарки предъявляет все более высокие требования к качеству выставленных на продажу предметов, должный уровень которого могут обеспечить все меньшее число бельгийских галеристов. Потому и приходится обращаться к зарубежным дилерам.
"Надеемся, что эта тенденция сохранится в будущем, но это должен быть поступательный процесс, мы не можем все резко взять и изменить. У нас был Баскиа за 4 миллиона евро, но, если мы станем ориентироваться только на такие вещи, то не всегда на них могут найтись покупатели, а постоянные клиенты уйдут", — сказал Т'Кинт де Рооденбеке.
BRAFA — не единственная ярмарка антиквариата в Европе, в Маастрихте проводится еще TEFAF, а в Париже — Биеннале антикваров. Каждая ярмарка имеет свою индивидуальность, но сильной стороной бельгийской принято считать большой выбор предметов искусства при демократичных ценах — стоимость начинается с нескольких сотен евро, а очень дорогие предметы на ярмарке найти непросто.
Несмотря на это, здесь можно изучать своеобразную, не музейную, предметную историю человечества от античности до современности, а географическое происхождение произведений искусства охватывает, без преувеличения, весь мир — и Америку, и Европу, и Африку с Азией.
Например, галерея Serge Schoffel, специализирующаяся на tribal art, то есть африканском примитивном искусстве, покажет несколько масок из Конго и Берега слоновой кости. Самые дорогие из них обойдутся коллекционерам в 85-150 тысяч евро, однако большая часть будет продаваться в пределах 15-35 тысяч евро.
Галерея Beres, завсегдатай самых крупных ярмарок в мире, в Брюссель привезет небольшой морской пейзаж "Открытое море" (15-20 тысяч евро) Альфреда Стивенса, бельгийского художника академического толка, а также абстрактное полотно "Классики" (25-28 тысяч евро) Рауля Убака, художника "Парижской школы".
Еще один ее представитель, выходец из России Андрей Ланской, представлен лондонской Aktis — на ее стенде за 150 тысяч евро можно будет приобрести масштабную композицию 1966 года.
Также на ярмарке можно приобрести предметы мебели. Из современного — минималистичный стол с мраморной столешницей дизайнера Эрика Шмидта (45 тысяч евро) и бронзово-стеклянный кофейный столик Бруно Ромеды (36 тысяч евро), оба предлагает галерея Jean-Jacques Dutko.
Любая антикварная ярмарка — это не только сделки, но и атмосфера, в которой они проходят. За нее отвечают дизайнеры из Volume architecture, которые устраивают в комплексе Tour&Taxis, бывшей почтовой сортировочной станции, то райские кущи, то микс ленд-арта и барочных мотивов. На этот раз они вдохновились византийской архитектурой Стамбула.
Что касается вывоза предметов искусства из Бельгии в Россию, то, как рассказала директор по продажам компании "Краун" Наталья Набокова, это не так сложно, как может показаться — главное, соблюсти ряд требований.
"Перевозка недорогих, но масштабных инсталляций может обойтись в десятки раз дороже их стоимости, и в таком случае следует подумать о целесообразности такой покупки", — отметила представитель компании, занимающейся привозом зарубежных выставок в ГМИИ имени Пушкина, Музеи Кремля и Третьяковскую галерею и работающей с частными клиентами.
Тайны хранения и транспортировки музейных ценностей >>
Сделать приобретение более выгодным сможет возврат VAT (НДС) в Бельгии и освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов при ввозе культурной ценности в Россию. В зависимости от даты создания и стоимости вещи, возможно, придется получить на нее экспортную лицензию, а для предметов с использованием природных материалов, например, кости или кожи носорога — заключения CITES (Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora). По приезде следует пройти таможенное оформление и регистрацию у эксперта Минкультуры для включения предмета в реестр культурных ценностей.
"Доставка произведения искусства "от гвоздя до гвоздя" занимает в среднем две-три недели, но получение лицензии или CITES может растянуться на несколько месяцев. При этом следует помнить, что по возврату НДС (VAT) существует ограничение — в среднем, три месяца по ЕС, поэтому имеет смысл договориться с дилером, чтобы он обратился в налоговые службы по возврату НДС покупателю, если оформление документов займет больший срок. Но настоящих коллекционеров это не пугает", — заключила Набокова.
Впервые Брюссельская ярмарка антиквариата и изящных искусств состоялась в 1955 году, с 1967 по 2003 год она проводилась во Дворце Изящных Искусств, где число участников варьировалось от 40 до 50. В связи с переездом в комплекс Tour&Taxis оно увеличилось и составляет сейчас более сотни международных и бельгийских галерей.
Читайте полную версию интервью с Харольдом Т'Кинт де Рооденбеке >>