Одна из старейших в Европе Брюссельская ярмарка антиквариата и изящных искусств (BRAFA), которая откроется 19 января, традиционно считалась локальным событием, но с приходом нового президента Харольда Т'Кинт де Рооденбеке она приобретает все более отчетливое международное звучание не в ущерб сложившейся традиции продавать искусство хорошего качества по демократичным ценам. В интервью РИА Новости Т'Кинт де Рооденбеке рассказал о том, чем разбавляют старых мастеров, о дружбе с королями и украденных шедеврах. Беседовала Светлана Янкина.
- BRAFA - мероприятие с традициями, но, может, есть что-то, что отличает будущую ярмарку от предыдущих?
— Да, у нас представлены все направления коллекционирования, в том числе и бельгийские специалитеты — так называемый tribal art (примитивное этническое, "колониальное" искусство — РИА Новости) и комиксы. Но сейчас хотелось бы отметить возросшее присутствие галерей, которые занимаются археологией — всего их восемь. Это и знаменитая Phoenix Ancient Art, которая ведет свой бизнес в Нью-Йорке и Женеве, и парижская David Ghezelbash, и Roswitha Eberwein GmbH — Antike Kunst Göttingen из Геттингена.
- В этом году иностранных галерей ощутимо больше — раньше четко соблюдался паритет между зарубежными антикварами и местными. Это одна из особенностей новой политики, связанной с вашим приходом на пост президента ярмарки?
— Здесь простой расчет — при демократичных ценах в целом, мы постоянно работаем над качеством предметов. Чем выше требования, тем меньше галерей на внутреннем рынке могут им соответствовать и поэтому мы вынуждены искать новых экспонентов за рубежом. Надеемся, что эта тенденция сохранится и в будущем, но это должен быть поступательный процесс, мы не можем резко взять и все изменить. Это можно сравнить с рестораном, где могут появиться только дорогие блюда высокой кухни, но постоянные клиенты оттуда уйдут. У нас был Баскиа за четыре миллиона евро, но если мы станем ориентироваться только на такие вещи, то не всегда на них могут найтись покупатели, а постоянные клиенты уйдут. К тому же коллекционеры также должны соответствовать уровню продавцов. Мы стремимся создать правильный баланс.
- Во сколько обходится организация этого мероприятия вам и во сколько участникам?
BRAFA является некоммерческой организацией — каждый заработанный евро мы инвестируем в развитие ярмарки. А что касается стендов, то стандартный в среднем стоит 30-40 тысяч евро.
- Некоторые эксперты считают, что BRAFA со временем и при определенном подходе могла бы стать конкурентом TEFAF хотя бы из-за более выгодного географического положения. Согласны?
— Мы занимаем после TEFAF (The European Fine Art Fair, крупнейшая ярмарка искусств и антиквариата — РИА Новости) второе место среди европейских ярмарок по числу участников и посетителей (130 галерей и 46 тысяч посетителей в 2012 году). Если предпринимать активные действия, то в таком случае придется увеличивать число участников, и мы тогда потеряем то, что отличает BRAFA от прочих ярмарок, — атмосферу интимного общения дилера и клиента, спокойной обстановки без суеты и толчеи. Словом, цели обгонять TEFAF нет. Лучше достичь совершенства в своей нише, чем забираться на чужую территорию.
- Вы говорите о качестве произведений искусства, а каким образом вы его контролируете?
— За два дня до вернисажа доступ к стендам закрыт для всех, кроме экспертного совета. По каждому направлению работает свой пул независимых специалистов — музейщиков, консультантов и дилеров, — которые не принимают участие в ярмарке. Каждый объект просматривает несколько экспертов. Если их что-то смущает, то рядом с этой вещью появляется красная точка, предмет изымается и относится в хранилище. Дилеры в курсе, что это имеет место быть, поэтому первоначально стараются не допускать на стенды предметы, которые могут вызвать вопросы.
- Все стараются обезопасить себя от вещей с сомнительной историей, иначе говоря — краденых. Организаторы ярмарки берут на себя ответственность за каждый из представленных предметов?
— В первую очередь этим должен заниматься сам антиквар, поскольку существуют базы данных краденых вещей, к которым есть доступ. Хотя, конечно, никто не застрахован от подобной ситуации. Пять лет назад у нас была продана картина, которая, как выяснилось сейчас, была похищена 20 лет назад из одной итальянской церкви, и в Италии же продана с аукциона. Так что антиквар, выставивший ее на продажу, здесь не причем, но для него это очень неловкая ситуация. Пока что это дело ничем не закончилось, поскольку расследование продолжается.
- Чем больше всего интересуются покупатели на BRAFA, по вашим наблюдениям?
— В принципе, покупают все, но среди особенно пользующихся спросом направлений можно выделить искусство модернизма и археологию.
- А если говорить об общих тенденциях в мире антиквариата?
— Время не стоит на месте, прежняя клиентура стареет и дилерам сейчас нужно ориентироваться на приходящее поколение коллекционеров, поэтому даже консервативные антиквары берутся за то, чтобы разбавить старых мастеров искусством модернизма.
- Правда ли, что из-за вернисажа прошлой BRAFA буквально весь Брюссель встал в пробках?
— Да, это так. Раньше мы проводили вернисажи в три захода, а в прошлый раз решили объединить их в два дня, и вот такой получился неожиданный эффект. Теперь мы вернулись к прежнему формату, поскольку нам необходимо в комфорте разместить 10 тысяч клиентов, которые заявлены в официальных списках на открытие. Перед BRAFA обычно у меня появляется очень много мнимых друзей, которые за две недели до ярмарки буквально обрывают телефон, был среди них даже один король из Африки.
- К вам обычно приходит самая настоящая королева Бельгии…
— Да, это так, но обычно она и королевская семья избегают публичности — приходят на ярмарку как частные лица и регулярно делают приобретения.