Рейтинг@Mail.ru
Кукольная, песочная, пластилиновая: история и секреты анимации - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кукольная, песочная, пластилиновая: история и секреты анимации

Читать ria.ru в
Дзен
В среднем за год в России снимается около 30 часов мультфильмов. Сомнений в том, что отечественная мультипликация живее всех живых, нет. Лучшее доказательство тому - Московский музей анимации, экспозиция которого регулярно пополняется новыми экспонатами. Об истории и главных секретах мультипликации - репортаж Елены Косовой.

Материал подготовлен для портала РИА Новости >>

Мультфильмы бывают не только рисованными или кукольными - их снимают из пластилина, песка, риса, кофе, чая. Мультипликатор Владислав Старевич еще в начале ХХ века своими героями сделал насекомых. Он препарировал жуков, к лапкам приделывал проволочки и включал камеру. Зрители были абсолютно убеждены в том, что насекомые дрессированные…

А сам Старевич, кстати, биолог по образованию, долго считался основоположником российской анимации. Свой первый мультфильм о жуках-рогачах он снял в 1912 году. Это была история о соперничестве двух самцов за самку. Старевич на самом деле хотел снять научно-популярный фильм о жизни насекомых, а в итоге получился мультик.

В 2009 году киновед Виктор Бочаров обнаружил в архиве балетмейстера Мариинского театра Александра Ширяева небольшой рулон 17,5-миллиметровой пленки. Оказывается, именно на нее в 1906 году и был снят первый отечественный кукольный мультфильм. Его герои - 12 танцовщиков, что и понятно, ведь Ширяев снимал учебное пособие для своих студентов.

По легенде балетмейстер за время создания фильма - а на это у него ушло три месяца - протер дырку ногами в паркете из-за того, что ему приходилось постоянно ходить от камеры к декорациям. Кстати, современные исследователи до сих пор не разгадали секреты Ширяева. Его куклы не просто танцевали на полу - они подпрыгивали и кружились в воздухе, исполняя различные па.

"Вообще, когда мы рассказываем посетителям музея об истории анимации, то начинаем совсем издалека, поскольку мы первыми мультипликаторами считаем пещерных художников, - говорит креативный директор Московского музея анимации Кирилл Поликарпов. - Рассказываем мы и про первую оптическую игрушку, которая называлась зоотропом. Это такой барабан с прорезями, внутрь которого вставлялась лента с рисунками, и при вращении барабана создавалась иллюзия движения. А сквозь прорези за этим действом и наблюдали".

Эмиль Рено и "Волшебный фонарь"

Вслед за зоотроопом французский художник и изобретатель Эмиль Рено придумал проксиноскоп. А в 1882 году именно он и сконструировал аппарат, который вошел в историю под названием "Волшебный фонарь".

"Эмиль Рено усовершенствовал проксиноскоп, сделал большой барабан - он уже был без прорезей - и установил внутри барабана зеркало. На барабан натягивалась лента. Барабан вращался вручную и, при помощи хитрой системы линз в самом "волшебном фонаре", изображение проецировалось на экран", - объясняет Поликарпов.

На ленте были нарисованы действующие персонажи, а фон проецировался на экран как раз благодаря "волшебному фонарю". В него вставлялись желатиновая пластина с изображением и обычная свеча. Собственно говоря, изобретение Рено и показ мультфильмов широкой публике принято считать началом эры коммерческой анимации.

Кстати, у Рено на создание одного мультфильма хронометражем в 7-10 минут уходило примерно полгода.

Интересно, что первые мультфильмы на Западе и в России снимались не для детей, а для взрослых. Большой популярностью пользовался сюжет о любовном треугольнике, героями которого были Мальвина, Пьеро и Арлекин.

Мультподноготная

Несмотря на то что снимать мультфильмы, по мнению директора музея, можно из любого подручного материала, все же классикой жанра наряду с кукольными являются рисованные мультфильмы. Поэтому один из главных экспонатов музея - стол-просвет, за которым и работают художники. Большая часть поверхности стола - матовое стекло, подсвеченное снизу лампой. Художник наносит карандашом изображение на листы из кальки и благодаря столу-просвету отслеживает последовательность движения своих персонажей.

Сидя за столом, который сейчас находится в музее анимации, знаменитый художник Светозар Русаков придумал Волка и Зайца - главных героев легендарного "Ну, погоди!".

Микки-Маус и "Созмультфильм"

В музее рядом с такими родными Волком, Зайцем и Чебурашкой представлены и импортные мультличности - Губка Боб Квадратные Штаны, Шрек и конечно же Микки-Маус - мышонок, за которого в 1932 году Уолт Дисней получил своего "Оскара".

В 1934 году кинопленку с приключениями Микки-Мауса Дисней отправил на Московский кинофестиваль. "Эта пленка оказалась в руках у нашего известнейшего мультипликатора Федора Хитрука, который, впечатлившись успехами американца, озадачился созданием отдельной студии по производству мультфильмов в СССР. Как гласит легенда, идея понравилась даже самому Иосифу Виссарионовичу Сталину", - отметил Поликарпов.

Легенда это или нет - теперь не узнать, но доподлинно известно, что уже через два года в Союзе появился "Союздетмультфильм", позднее переименованный в "Союзмультфильм".

"Если вспоминать советский период, то он был исключительно благоприятным для мультипликации. На создание мультфильмов выделялись деньги из казны. Художники думали только о своем творчестве, а не о том, где взять денег на очередной мультфильм", - рассказал эксперт.

Доперестроечный дотационный "Союзмультфильм" ежегодно выпускал около 40 "мультиков". Над 10-минутной картиной из 20 тысяч рисунков трудились до 100 художников.

Сегодня существует множество мелких студий, снимающих по одному-два фильма в год, хотя есть и несколько крупных компаний: "Лунтик и его друзья", "Смешарики", "Маша и Медведь" - одни из самых популярных современных мультфильмов.

В среднем за год в нашей стране снимается около 30 часов мультфильмов. Это намного меньше, чем на Западе или в Китае, где за 12 месяцев успевают произвести тысячи часов. Но несмотря на это, говорить о плачевном состоянии отечественной анимации не приходится: наши мультфильмы жили, живы и будут жить. Лучшее доказательство тому - музей анимации, чья экспозиция регулярно пополняется новыми экспонатами.

Елена Косова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала