Мультфильмы бывают не только рисованными или кукольными. Их снимают из пластилина, песка, риса, кофе, чая. Мультипликатор Владислав Старевич еще в начале ХХ века своими героями сделал насекомых. Он препарировал жуков, к лапкам приделывал проволочки и включал камеру. Зрители были абсолютно убеждены в том, что насекомые дрессированные…
Пещерные художники, дырка на паркете и зоотроп
А сам Старевич, кстати, биолог по образованию, долго считался основоположником российской анимации. Свой первый мультфильм о жуках-рогачах он снял в 1912 году. Это была история о соперничестве двух самцов за самку. Старевич на самом деле хотел снять научно-популярный фильм о жизни насекомых, а в итоге получился мультик.
В 2009 году киновед Виктор Бочаров обнаружил в архиве балетмейстера Мариинского театра Александра Ширяева небольшой рулон 17,5-миллиметровой пленки. Оказывается, именно на нее в 1906 году и был снят первый отечественный кукольный мультфильм. Его герои — 12 танцовщиков, что и понятно, ведь Ширяев снимал учебное пособие для своих студентов.
По легенде балетмейстер за время создания фильма — а на это у него ушло три месяца — протер дырку ногами в паркете из-за того, что ему приходилось постоянно ходить от камеры к декорациям. Кстати, современные исследователи до сих пор не разгадали секреты Ширяева. Его куклы не просто танцевали на полу — они подпрыгивали и кружились в воздухе, исполняя различные па.
"Вообще, когда мы рассказываем посетителям музея об истории анимации, то начинаем совсем издалека, поскольку мы первыми мультипликаторами считаем пещерных художников, — говорит креативный директор Московского музея анимации Кирилл Поликарпов. — Рассказываем мы и про первую оптическую игрушку, которая называлась зоотропом. Это такой барабан с прорезями, внутрь которого вставлялась лента с рисунками, и при вращении барабана создавалась иллюзия движения. А сквозь прорези за этим действом и наблюдали".
Эмиль Рено и "Волшебный фонарь"
Вслед за зоотроопом французский художник и изобретатель Эмиль Рено придумал проксиноскоп. А в 1882 году именно он и сконструировал аппарат, который вошел в историю под названием "Волшебный фонарь".
"Эмиль Рено усовершенствовал проксиноскоп, сделал большой барабан — он уже был без прорезей — и установил внутри барабана зеркало. На барабан натягивалась лента. Барабан вращался вручную и, при помощи хитрой системы линз в самом " в волшебном фонаре", изображение проецировалось на экран", — объясняет Кирилл Поликарпов.
На ленте были нарисованы действующие персонажи, а фон проецировался на экран с помощью как раз благодаря "волшебному фонарю". В него вставлялись желатиновая пластина с изображением и обычная свеча.
Собственно изобретение Эмилем Рено "волшебного фонаря" и показ мультфильмов широкой публике принято считать началом эры коммерческой анимации.
Кстати, у Рено на создание одного мультфильма хронометражем в семь-десять минут уходило примерно полгода.
Интересно, что первые мультфильмы на Западе и в России, снимались не для детей, а для взрослых. Большой популярностью пользовался сюжет о любовном треугольнике, героями которого были Мальвина, Пьеро и Арлекин.
Стол-просвет и "Ну, погоди!"
Несмотря на то, что снимать мультфильмы, по мнению директора Московского музея анимации Кирилла Поликарпова, можно из любого подручного материала, все же "классикой жанра" наряду с кукольными являются рисованные мультфильмы.
Поэтому один из главных экспонатов музея анимации — стол-просвет, за которым и работают художники. Большая часть поверхности стола — матовое стекло, подсвеченное снизу лампой. Художник наносит карандашом изображение на листы из кальки и, благодаря столу-просвету, отслеживает последовательность движения своих персонажей.
Сидя за столом, который сейчас находится в музее анимации, знаменитый художник Светозар Русаков придумал Волка и Зайца — главных героев легендарного "Ну, погоди!"
Микки Маус и "Созмультфильм"
В музее анимации рядом с такими родными Волком, Зайцем и Чебурашкой представлены и импортные мультличности — Губка Боб Квадратные Штаны, Шрек и, конечно же, Микки Маус — мышонок, за которого в 1932 году Уолт Дисней получил своего "Оскара".
В1934 году кинопленку с приключениями Микки Мауса Дисней отправил Московскому кинофестивалю.
"Эта пленка оказалась в руках у нашего известнейшего мультипликатора Федора Хитрука, который, впечатлившись успехами американца, озадачился созданием отдельной студии по производству мультфильмов в СССР. Как гласит легенда, идея понравилась даже самому Иосифу Виссарионовичу Сталину", — рассказывает Кирилл Поликарпов.
Легенда это или нет — уже не узнать, но доподлинно известно, что уже через два года в Союзе появился "Союздетмультфильм", позднее переименованный в "Союзмультфильм".
"Если вспоминать советский период, то он был исключительно благоприятным для мультипликации. На создание мультфильмов выделялись деньги из госказны. Художники думали только о своем творчестве, а не о том, где взять денег на очередной мультфильм", — говорит Кирилл Поликарпов.
Доперестроечный, дотационный "Союзмультфильм" ежегодно выпускал около 40 "мультиков". Над 10 минутной картиной из 20 тысяч рисунков трудились до ста художников.
Сегодня существует множество мелких студий, снимающих по одному-два фильма в год, хотя есть и несколько крупных компаний: "Лунтик и его друзья", "Смешарики", "Маша и Медведь" — одни из самых популярных современных мультфильмов, созданных в России.
В среднем за год в нашей стране снимается около 30 часов мультфильмов. Это намного меньше, чем на Западе или в Китае, где за 12 месяцев успевают произвести тысяч часов. Но, несмотря на это, говорить о плачевном состоянии отечественной анимации не приходится: наши мультфильмы жили, живы и будут жить. Лучшее доказательство тому — музей анимации, чья экспозиция регулярно пополняется новыми экспонатами.