С.-ПЕТЕРБУРГ, 18 дек - РИА Новости. Новый закон об образовании принимать категорически нельзя; необходимо наложить мораторий на любые законодательные изменения в этой отрасли в течение ближайших полутора-двух лет и провести тотальную ревизию существующей системы образования в стране, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
Госдума на этой неделе намерена рассмотреть законопроект "Об образовании в РФ" - во вторник во втором, а в пятницу - в третьем чтении. Ко второму чтению в комитет поступило более 1,7 тысячи поправок.
Принять нельзя переделать?
"Реформы в образовательной системе, которые принимались в течение последних десяти лет, создают, если хотите, угрозу национальной безопасности страны. Вопиющий непрофессионализм в принятии решений, развал средней школы и отсутствие нормального среднего образования привели к тому, что образование оказывает услуги, но не формирует личность детей", - рассказал журналистам член Общественного совета министерства образования и науки РФ, руководитель городского математического центра для одаренных школьников Сергей Рукшин.
По мнению Рукшина, если закон будет принят, прогноз на среднее и отдаленное будущее "крайне негативный": в первое время система образования будет поддерживаться за счет колоссальной инерции, накопленной в советское время, а затем начнется стагнация и постепенное умирание системы как таковой.
"Существующий закон об образовании, конечно же, устарел и не отвечает многим требованиям. Но новый закон в его сегодняшнем виде категорически нельзя принимать – он узаконит все те ошибки, которые были накоплены за последнее десятилетие. И ЕГЭ из "эксперимента" окончательно превратится в узаконенное явление", - сказал Рукшин в петербургском медиацентре РИА Новости.
Эксперт подчеркнул, что сегодня есть лишь один шанс исправить ситуацию, вернув российской системе образования ту силу и эффективность, которая сохранялась еще 20 лет назад: необходимо срочно ввести мораторий на любые законодательные нововведения, особенно на новый закон "Об образовании", тщательно проинспектировать все подзаконные акты и прочие документы, которыми руководствуются педагоги всех уровней в стране и разработать совершенно новый законопроект, не основанный на Болонской системе образования.
"На время действия моратория, возможно, потребовалось бы ввести временные подзаконные акты", - добавил Рукшин.
Еще одна проблема масштабных реформ образования – практически полное отсутствие какого-либо общественного обсуждения результатов введения ЕГЭ и прочих нововведений, считает вице-президент РАЕН, доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР Георгий Фурсей.
"Мы должны объединить свои усилия – и учителей, и родителей, и писать тысячи писем и обращений. Мы приготовили ряд писем к президенту РФ. Мы не жалуемся, а предлагаем пути решения проблем", - сказал Фурсей.
По его словам, самое печальное, что учитель становится "технологом" от образования, а сам процесс обучения представляется теперь как услуга. Вопрос о платности образования должен быть пересмотрен принципиально – только общедоступное бюджетное образование, по мнению Фурсея, может отвечать сегодняшним потребностям России в сильном социально-экономическом, промышленном, оборонном комплексе, и может обеспечить эти потребности в полной мере.
"Реформы низвели систему образования к нулю, а ведь ее разрабатывали Ломоносов, Ушинский, Макаренко. Нет просвещения, теряется накопленный потенциал во время слияния вузов, ЕГЭ убивает творческий потенциал в наших детях. Нам нужно будет сражаться за новый закон", - сказал Фурсей.
Облегчить работу управленцев
Декан юридического факультета РГПУ имени Герцена, доктор философских наук Валентина Сморгунова с одной стороны, согласна с вышесказанным, однако полагает, что принятие нового закона "Об образовании" откладывать не нужно.
"Ныне действующий закон об образовании принят практически 20 лет назад, и за эти годы он значительно устарел. Очень трудно осуществлять управление, закапываясь в массе подзаконных актов, выпущенных за последнее время. Невозможно жить в обществе, если не урегулированы новые явления – дистанционное обучение, некоммерческое обучение, электронные образовательные ресурсы", - сказала Сморгунова.
По ее словам, новая версия закона, которая рассматривается сейчас в Госдуме, импонирует тем, что в ней заложена система многоуровневого образования, которое является основой во всем мире.
"Среди других проблем образования хотелось бы затронуть две вещи – малое количество мужчин в педагогических и преподавательских коллективах и незнание иностранных языков, которое становится барьером в изучении новых дисциплин и программ", - отметила Сморгунова.