МОСКВА, 14 дек — Прайм. Росавтодор подготовил список предложений по профилактике и организации работ в случае дорожного коллапса: правила касаются как автомобилистов, так и служб, которые выполняют надзорные и обслуживающие функции, сообщил агентству "Прайм" начальник управления эксплуатации и сохранности автодорог Росавтодора Игорь Астахов.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Ранее в пятницу стало известно, что Генпрокуратура внесла представление главе Росавтодора в связи с пробками из-за снегопада на трассе М-10 (Москва-Петербург).
Всех переобуем
Среди предложений, которые дорожное агентство в понедельник представит в Минтранс, есть и озвученные ранее идеи по обеспечению водителей грузовых автомобилей необходимыми для выхода из снежных заносов средствами. В частности, агентство предлагает ужесточить требования к глубине протектора до 5 мм вместо 2 мм, обязать водителей грузовиков иметь при себе противогололедные цепи, мешок с песком и лопату.
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин ранее на совещании по ситуации на трассе М-10, где из-за снегопада образовались гигантские пробки, предложил законодательно обязать дальнобойщиков менять летнюю резину на зимнюю, глава правительства Дмитрий Медведев согласился это предложение рассмотреть.
В свою очередь, Росавтодор сообщал, что уже не раз предлагал внести соответствующие изменения в ПДД, о чем уведомлял и Минтранс, и ГИБДД.
Распределим обязанности
Вместе с тем, Росавтодор считает, что необходимо законодательно определить тех, кто берет на себя задачу по эвакуации автомобилей, "застрявших" в пробке.
"Сейчас не закреплено, кто должен заниматься этим — Росавтодор, МЧС, дорожные службы или ГИБДД. И как только случается дорожный коллапс, начинается неразбериха. Нужно определить ответственных", — пояснил Астахов.
Отвечая на вопрос о возможности закрытия дороги при сильном снегопаде и возникающей пробке, Астахов пояснил, что поставить соответствующий знак — недостаточное действие для того, чтобы водители стали действительно уходить на объездную трассу.
"Для этого нужно контролировать ситуацию на дороге, соответственно, привлекать ГИБДД. Но у них не хватает сотрудников для того, чтобы полноценно следить за дорогой — поэтому выполнить контроль качественно зачастую невозможно", — добавляет Астахов.
Прежде агентство уже обсуждало вариант с закрытием дороги в случае ЧП, связанного с крупными авариями, погодными условиями и как следствие, серьезными заторами на трассе. Закрыть дорогу может как ГИБДД, так и дорожное агентство, но данная мера не является "любимой" у дорожников: перекрыть трассу — значит, вызвать недовольство автолюбителей. Далеко не всем удобно совершать объезд в несколько десятков километров, многим проще остаться в пробке, поясняли в агентстве.
Сигнал тревоги
Еще одной необходимой к исполнению мерой Росавтодор считает выработку современной системы оповещения о ситуации на дорогах.
"Мы узнаем о пробках и о ДТП от минуты до нескольких часов, часто до нас информация доходит гораздо дольше, чем требуется. А если случается ДТП, и сотрудники ГИБДД вовремя не приезжают на место аварии, ситуация и вовсе становится критичной — как случилось с трассой М-10 "Россия", — отмечает Астахов.
Чем дольше реагирует на ДТП ГИБДД и "Автодор", тем сложнее впоследствии ликвидировать затор, поскольку машины подъезжают к месту аварии и не пропускают технику и сотрудников служб, поясняет ведомство.
Как будет создаваться система оповещения, вопрос сложный, продолжает Астахов. Возможно, если Минтранс согласует предложения, будет объявлен конкурс на компанию, которая сможет подготовить всю систему и внедрить ее, считает Росавтодор.
До чего техника дошла
Когда трасса М-10 в начале декабря встала в трехдневной пробке, многие СМИ сообщали, что случившееся — дело рук ответственных за дорогу компаний, которые не только поздно среагировали на ситуацию, но и не имели соответствующей техники, которая могла бы освободить дорогу от снега и брошенных машин.
Как пояснил глава Росавтодора, сейчас 26% федеральных трасс работают в режиме перегрузки. Между тем, технология содержания и обслуживания дорог везде одинаковая, и не рассчитана на подобные перегрузки.
Агентство предлагает разработать технологию обслуживания перегруженных трасс — но для этого потребуется и соответствующее финансирование.
"Компании, которые обслуживают загруженные трассы, должны будут обновить технику, увеличить штат сотрудников — это потребует значительных финансовых вложений, но данная мера более лояльна, нежели с каждым новым затором закрывать трассу", — пояснил Астахов.
Реализация программы
Предложения, подготовленные Росавтодором, поступят на согласование в министерство уже в понедельник. Если у Минтранса не возникнет к ней вопросов, программу могут согласовать и в течение нескольких дней, сказал Астахов. Вместе с тем, на то, чтобы подготовить все поправки, внести изменения в законы, подзаконные акты и внутренние документы, может потребоваться и не один год.
Предложения, озвученные "Автодором", нацелены на то, чтобы предотвратить ЧП на федеральных трассах: вместе с тем, агентство рекомендует принять их и регионам, чтобы "они на своем уровне внесли в работу служб соответствующие изменения".
Сильный снегопад в Тверской и Новгородской областях в начале декабря привел к тому, что на восьми участках федеральной трассы М-10 "Россия" в обоих направлениях скопились фуры, образовались гигантские пробки. По данным МЧС, длина затора на трассе составила 191 километр, в пробке застряли более 4 тысяч грузовиков.
Комиссия Росавтодора подтвердила предварительные причины чрезвычайной ситуации на трассе М-10: аномальный снегопад, ДТП, к которым не могли из-за образовавшейся пробки добраться сотрудники полиции, а также нехватка снегоуборочной техники. Часть ответственности лежит и на автомобилистах, не подготовивших свои машины к зиме, а также пытавшихся объехать затор по встречной полосе.
Вечером 13 декабря из-за снегопада на 1009-м километре трассы М-4 "Дон" в Октябрьском районе образовался автомобильный затор. Ночью движение было восстановлено. Сейчас ситуация на федеральной трассе остается сложной из-за сильного снегопада, средняя скорость движения в обоих направлениях — 20-30 километров в час, сообщала пресс-служба Южного регионального центра МЧС РФ.