Рейтинг@Mail.ru
Эксперт: первое полное собрание Чайковского не выйдет без господдержки - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Эксперт: первое полное собрание Чайковского не выйдет без господдержки

© Фото : из личного архива Полины ВайдманПолина Вайдман
Полина Вайдман
Читать ria.ru в
Главный в России специалист по Чайковскому - хранитель его архива, ведущий научный сотрудник Государственного Дома-музея композитора в Клину и Государственного института искусствознания Полина Вайдман рассказала РИА Новости о первом в мире издании полного собрания сочинений композитора.

В недавний конфликт Министерства культуры с пятью подведомственными ему научными институтами неожиданно оказался вовлечен русский классик Петр Ильич Чайковский.

В опубликованной в "Российской газете" статье статс-секретарь — заместитель министра культуры Григорий Ивлиев критикует ученых за неэффективную работу и большие расходы, приводя в пример "Историю русского искусства". Сведения об "уникальном научном долгострое", за 12 лет выпустившим всего два тома, каждый из которых "обошелся государству в 1,2 млн долларов", завершаются упоминанием еще одного, по мнению чиновника, такого же дорогостоящего начинания: "Недавно руководство ГИИ (Государственного института искусствознания) объявило о запуске нового проекта: 60-томного издания о П.И.Чайковском. Если он будет реализовываться такими же темпами, как "История русского искусства", то будет завершен к 2372 году, а сумму затрат можете подсчитать сами".

В беседе с главным в нашей стране специалистом по Чайковскому — хранителем его архива, ведущим научным сотрудником Государственного Дома-музея композитора в Клину и Государственного института искусствознания Полиной Вайдман РИА Новости выяснили, что речь, оказывается, идет о первом в мире издании полного собрания сочинений Чайковского, а все сказанное об этой работе Ивлиевым не соответствует действительности. Беседовала Елена Чишковская.

- Полина Ефимовна, вы взялись за издание полного собрания сочинений Чайковского. Неужели оно и в самом деле первое?

— И да, и нет. В 1940 году к 100-летию со дня рождения Чайковского было принято решение о таком издании. До войны вышло два тома, после войны издание было продолжено. Когда создавали первые тома, за работу посадили целую бригаду, которая убирала "ненужные" инициалы: "К.Р." (Константин Романов), императрицы Марии Федоровны. Ну и дальше все шло в таком же цензурном варианте. "Иоланта", например, была с другим поэтическим текстом. В мире каждые 50 — 60  лет переиздают полные собрания сочинений, потому что меняются взгляды, позиции, подходы. Но у нас само издание не было полным: в него не вошли духовные сочинения, изъят был "Боже царя храни", убраны посвящения и так далее. Я только из рукописей узнала, например, что опера "Кузнец Вакула" посвящена памяти великой княгини Елены Павловны, а Второй квартет — великому князю Константину Николаевичу. До сих пор на конкурсе Чайковского играются не авторские, а редакторские тексты Первого фортепианного концерта, Концерта для скрипки, "Вариаций на тему рококо". И это в то время, когда во всем мире принято обращаться к первоисточникам! Исполнители хотят знать подлинную музыку Чайковского. Вот недавний пример. К нам в Клин в сентябре приезжал Владимир Юровский. Он хочет исполнить первую редакцию "Онегина" — там же был другой финал, массы номеров не было, другие темпы. Это полноценное произведение, которое звучало на премьере, которое слышали Толстой и Тургенев. Но Юровский не может это сыграть — ведь он должен опираться на какой-то источник. Мы хотим все это донести до исполнителей, чтобы это игралось, пелось. В конце концов, чем Чайковский хуже Моцарта и Бетховена?

- В каком состоянии издание находится сегодня?

— Пока никто еще ничего не издает. В декабре прошлого года Юрий Лаптев, тогда советник президента, созвал специальное совещание. Он пригласил директора Государственного института искусствознания Дмитрия Трубочкина, разных специалистов  по авторскому праву. У нас ведь  много предложений от разных издательств, но российская сторона должна остаться с правами на наследие Чайковского. Иначе за использование партитур, изданных где-то еще, наши исполнители вынуждены будут платить немалые деньги. Так вот, тогда мы договорились, что начинаем работу. Мы с моей дочерью Адой (она кандидат наук, заведует рукописным отделом нашего музея) готовим четыре тома — две партитуры и два клавира. Это две авторские редакции Первого фортепианного концерта. Мы решили начать с самых востребованных произведений, тем более  грядет конкурс Чайковского. Скажу сразу: я это делаю без всякого вознаграждения  и даже не за зарплату — этого издания нет ни в планах института, ни тем более музея. Это моя такая шефская работа. И челябинское издательство, взявшееся за это дело, работает по собственной инициативе. На днях они привозят корректуру четырех томов.

- На сколько лет рассчитан проект?

— Я не знаю, на сколько лет это может быть рассчитано. Два тома в год — это предел. Тут позвонили из Удмуртской Республики, хотят принять участие в издании, но вот нельзя ли, спрашивают, до 2015 года издать 15 томов? Сейчас может быть 15 опусов издано, потому что у меня уже есть подготовленные тексты. Но для сравнения: прошлое издание в 63 томах выходило 40 лет. Творчество Чайковского — это свыше 600 позиций, ни у одного из отечественных композиторов такого нет. И надо понимать, что это невозможно сделать на голом личном энтузиазме. Поэтому я и добиваюсь государственного статуса для этого проекта. Должно быть государственное учреждение, в котором будет создана специальная небольшая группа. Она будет планово работать, выпуская по 2 тома в год, ее финансирование будет пролонгироваться через какую-то государственную программу. И эта работа не должна зависеть от прихоти меняющихся начальников. 

- Какую роль во всем этом играло и  играет министерство культуры?

— В декабре 2009 года нас с Владимиром Ивановичем Федосеевым принимал тогдашний министр культуры Александр Авдеев. Он с большим энтузиазмом отнесся к идее полного собрания. После рождественских каникул Авдеев эту тему вновь поднял. Государственный институт искусствознания тогда написал письмо, что готов создать "группу Чайковского". А дальше мы с Владимиром Ивановичем написали письмо Владимиру Путину, тогда еще премьер-министру. Письмо "спустили" в Минкультуры, откуда пришел факс с вопросом: сколько нужно лет и денег? Но как я могу в настоящей ситуации, когда не определена хотя бы издательская база, ответить на эти вопросы? Затем почти каждый месяц в администрацию премьера уходили письма из министерства, что они думают над этим и что они консультируются со мной. Вот до сих пор консультируются.

- Чем же тогда подкреплены предположения Ивлиева про дороговизну издания и продолжительность сроков?

— Слова о Чайковском он "подверстал" к совсем другой истории. И написал о том, что это будет 60 томов "о Чайковском". Он даже не понял, что речь идет не о многотомном издании научных трудов о композиторе, а о самом Чайковском, его наследии. К концу года я должна подавать заявку в министерство о создании "группы Чайковского". Но после того, как Ивлиев упомянул о проекте в таком ключе, непонятно — что же теперь делать? Это чья-то попытка создать негативное отношение к Чайковскому. И если вы думаете, что это абсурд, то вы ошибаетесь! Кто-то ведь может сказать: ну зачем его переиздавать и тратить деньги, и так полно нот! Так вот я хочу сказать, что это не "о Чайковском в 60 томах", а это полное собрание сочинений. И второе утверждение Ивлиева, что это безумные деньги и 300 лет работы, тоже не соответствует действительности.

- Вы не допускаете, что Ивлиев просто ошибся, сказал "для красного словца" и за этим не стоит серьезной интриги?

— Возможно, в этот конфликт министерства и института Чайковский попал случайно. Но ведь кто-то Григорию Петровичу Ивлиеву это подложил! А еще это его предложение подсчитать самим, сколько это будет стоить. Считать можно по-разному — все зависит от того, кто и как будет этим заниматься. 2015 год — год 175-летия Чайковского — не за горами. В этот год будет конкурс имени Чайковского. А сейчас сложилась непонятная ситуация. Мы между небом и землей.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала