Самир Шахбаз, РИА Новости, Вашингтон.
Последняя встреча один на один между президентом Бараком Обамой и лидером республиканцев Джоном Бейнером по вопросу выработки финансового компромисса закончилась безрезультатно. Но, что характерно, пресс-службы обоих лидеров синхронно распространили заявление, что "каналы для диалога остаются открытыми".
До очередного экономического конца света в США остается три недели. Если за этот срок республиканцам и демократам не удастся договориться, страна переживет так называемый "финансовый обрыв" (fiscal cliff). Так, по крайней мере, рисуют ситуацию американские СМИ. Но что на самом деле представляет собой "финансовый обрыв", насколько катастрофичны его последствия и чего тут больше экономики или политики?
Прежде всего, надо учитывать, что Америка – это Америка, и принятие любого, тем более жизненно важного для страны решения, должно сопровождаться неким шоу и, пусть и наигранным, накалом страстей. Вариант, когда Америка объявляет дефолт, конечно, эффектен с драматической точки зрения, но нереалистичен. Этим конгрессмены уже пугали своих избирателей в прошлом году, но нашлись варианты. Тогда был просто поднят потолок внутреннего долга. Да и до тех пор, пока в мире главная валюта – доллар, сам мир не допустит банкротства страны, у которой находится заветный печатный станок.
Следует отметить, что "финансовый обрыв" – это на самом деле очень условное название не некой экономической катастрофы, а ряда изменений, вступающих в силу 1 января 2013 года. А именно: прекращение действий практически всех налоговых послаблений и сокращение госрасходов, в частности, на оборону.
Хорошо это или плохо – можно будет сказать только через некоторое время. Именитые экономисты высказывают прямо противоположные точки зрения. Объяснения и тех и других выглядят вполне убедительными, правда при этом заумными и запутанными. Простому обывателю, у которого нет времени разбираться в сложных экономических терминах и теориях, позиции республиканцев и демократов разъясняют в упрощенном виде.
План президента, так, как он преподносится на американском ТВ, и рекламировался во время предвыборной кампании, таков: обложить богатых дополнительным налогом (в некоторых случаях налоговое бремя составит 39,6%). Если ты зарабатываешь больше, то и платить налогов должен больше. В эту категорию попадают те, кто зарабатывает от 250 тысяч долларов в год и выше. Главное – повысить налоги. В интервью агентству "Блумберг" президент США так и сказал: "Давайте поднимем налоги на людей с высоким заработком", а уже после этого "выработаем процесс с временными рамками и в конце 2013, или осенью 2013 начнем работу над реформой налоговой системы". Тогда, по словам Обамы, можно будет вновь найти пути снижения налогового бремени на богатых американцев.
Стоит признать, что определенна логика в подобной финансовой политике есть, и президент пользуется поддержкой общества. По данным последних социологических опросов, за повышение налогов на богатых выступают более 60% американцев.
Что касается самих американцев, и богатых, и бедных, то их подход и к голосованию на президентских выборах, и к поддержке той или иной экономической программы сводится, как это и должно быть, к личной выгоде. Поэтому те, кто не попадают в категорию повышения налогов, с удовольствием хотят увидеть, как богатые раскошелятся. А обеспеченные американцы, в свою очередь, не понимают, почему они должны содержать малоимущих. Ведь, если посмотреть на повышение налогов по-другому, не в процентном отношении, то получится, что честно работающий преуспевающий человек должен будет отдавать государству три свои месячные зарплаты в год, а в некоторых случаях – и того больше.
Республиканцы в свою очередь предупреждают, что меры, предлагаемые Белым домом, будут успешны лишь в краткосрочной перспективе. Да, будет сокращен дефицит, но параллельно с этим повысится уровень безработицы и сократиться ВВП. Они считают, что необходимо предпринять шаги для создания рабочих мест и тем самым увеличить количество налогоплательщиков, а значит, и налоговых сборов. Когда слушаешь подобные выступления сторонников республиканцев, невольно признаешь, что и в их рассуждениях есть своя логика.
Но сегодня козыри в руках у Обамы. Финансовый обрыв a priori подразумевает повышение налогов на богатых, а значит, пусть и с некоторыми оговорками, удовлетворяет команду Белого дома. Им сейчас идти на уступки просто не имеет смысла.
Это прекрасно понимают и республиканцы, которым теперь важно сохранить лицо. Как вариант, они могут специально продолжать предлагать заведомо неприемлемые для демократов варианты компромисса и тем самым довести дело до критической отметки. Затем, в последний момент пойти на уступки: согласиться, например, на повышение налогов до 37-38%. Таким образом, Обама выполнит свои предвыборные обещания, а республиканцы могут всегда сказать своим сторонникам, что в нелегкой борьбе им все-таки удалось отстоять свои обязательства перед избирателями. И все успеют к праздничному столу.
Есть еще один политический момент в деле о "финансовом обрыве". Сейчас на Капитолийском холме дорабатывает старый состав законодателей. Есть даже специальный термин для этого “lame duck session” (дословно "заседание хромой утки").
Новый состав начнет свою работу после Нового года, и тогда можно ожидать новых баталий в Конгрессе, и новых разговоров об очередном экономическом катаклизме. Дело в том, что установленный долговой потолок составляет 16.4 триллиона долларов. Этот лимит будет достигнут как раз к концу января – началу февраля. И есть очень хорошие шансы, что мы станем свидетелями очередного показного кризиса под названием "страна на грани дефолта".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции