МОСКВА, 7 дек — РИА Новости. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в пятницу в интервью пяти телеканалам за полтора часа успел рассказать о борьбе с коррупцией, перспективах пенсионной реформы, будущем оппозиции, своих политических амбициях, а также успокоить россиян по поводу грядущего "конца света".
В беседе с журналистами Первого канала, ВГТРК, РЕН-ТВ, НТВ и телеканала "Дождь" глава правительства пообещал, что власти продолжат бороться с коррупционерами, объяснил, почему продолжает хвалить экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, заверил, что правительство сильнее, чем табачное лобби, и признался, что доволен своей жизнью и не жалеет, что в президенты в марте баллотировался не он, а Владимир Путин.
Прогнозы экспертов, ожидавших от "Разговора с Дмитрием Медведевым" обсуждения широкого круга тем, в том числе острых политических вопросов и планов премьера на будущее, в основном оправдались. Политологи сошлись во мнении, что подобное интервью нужно Медведеву "для поддержания политического тонуса", так как он стремится оставаться в лиге политиков первого эшелона.
Запрос + законы + политическая воля
Первый блок вопросов касался пенсионной реформы. Медведев подчеркнул, что все решения на этот счет приняты, а разговоры о противоречиях в правительстве на этот счет надуманны. По его словам, пенсионную формулу, как наиболее сложный элемент, кабмин подготовит за первые месяцы следующего года. Что касается накопительного элемента, то каждый гражданин, попавший в эту систему, будет принимать для себя решение — участвовать в накопительной системе, или нет — в течение следующего года, отметил премьер.
После этого журналисты перешли к претензиям правоохранительных органов к министерству обороны.
"Знаете, как-то нет логики: с одной стороны, Сердюкова позорят по телевидению, с другой стороны — его не сажают. После всего того, что страна узнала о положении дел в министерстве обороны, вы его продолжаете хвалить. Так почему тогда череду коррупционных скандалов начали с Сердюкова?" — спросила премьера ведущая РЕН-ТВ Марианна Максимовская.
Медведев заявил, что не поменял свою позицию по отношению к экс-главе Минобороны. По его словам, Сердюков в качестве министра обороны работал весьма эффективно, при нем в армии начались преобразования, а причастность экс-министра к скандалу вокруг Минобороны должна быть проверена следствием — пока фигурантом дел он не является.
"Это не значит, что в деятельности бывшего министра (обороны) не было ошибок. Они, наверное, есть у любого человека. Но что касается его причастности к коррупционному скандалу, к скандалу вокруг "Оборонсервиса" и так далее, все это должно быть определено следствием, скрупулезно проанализировано и предъявлено суду. До тех пор пока это не сделано, и он, и другие лица — они предполагаются невиновными, я просил бы об этом не забывать", — сказал премьер.
Отвечая на вопрос, стали ли для него сюрпризом коррупционные дела, связанные с высшими должностными лицами, Медведев сказал, что президенту и председателю правительства периодически докладывают о нарушениях. При этом он подчеркнул, что "эти нарушения еще необходимо доказать".
"Естественно, и мне приносили различные бумаги, связанные с теми или иными проблемами в деятельности государственных структур. По целому ряду из них я давал прямые поручения, эти прямые поручения превращались в уголовные дела. Это нормально", — сказал премьер.
По его словам, нынешние антикоррупционные дела — это прямое продолжение работы, сделанной за последние годы. То, что сейчас происходит в России в сфере борьбы с коррупцией, это совпадение трех трендов: общественного запроса на борьбу с коррупцией, нормативной основы и политической воли, и когда происходит совпадение этих трех моментов, начинается реальная борьба с коррупцией, сказал Медведев.
Вредные привычки: допустимые и нет
Возвращение нормы о допустимом для водителей уровне промилле алкоголя в крови — это пока не для России, как и разрешение на ношение оружия, считает премьер. Он отметил, что по этим двум вопросам настаивает на самой жесткой позиции.
"Мы с вами говорим о конкретных условиях в конкретной стране, где на самом деле очень много пьют, и если разрешить употребление алкоголя перед тем, как садиться за руль — мы с вами люди реальные — очень значительная часть будет воспринимать это как сигнал о том, что можно выпить и поехать, а там, где легкая доза, естественно, может быть и другая доза", — сказал премьер.
Что же касается его недавнего предложения по радикальному повышению штрафов для пьяных водителей, вызвавшего дискуссии в обществе, Медведев пояснил, что не настаивает на сумме именно в 500 тысяч рублей, но уверен, что размер взыскания должен быть весомым — таким, чтобы "отбить желание садиться за руль пьяным".
Говоря о другой вредной привычке россиян — к курению, Медведев заверил, что допускает внесение корректив в закон об ограничении курения в общественных местах в ходе его рассмотрения парламентом, но изменения будут незначительными и документ обязательно вступит в силу.
"Я уверен, что законопроект будет принят, никуда они не денутся. И табачное лобби — это, конечно, сильные ребята, но не всесильные. Правительство сильнее", — подчеркнул он.
Посоветовав ведущей Первого канала Ираде Зейналовой бросить курить, Медведев при этом заметил, что бороться с табакокурением надо цивилизованно, именно с вредной привычкой, а не с самими курильщиками.
Что же касается гомосексуализма, то Медведев не видит необходимости законодательного ограничения этого. По его мнению, актуальность этого вопроса сильно завышена, так как в России это касается очень небольшого количества людей.
"Далеко не все нравственные вопросы, далеко не все поведенческие привычки, далеко не все вопросы коммуникации между людьми нужно превращать в законодательство. Потому что не все отношения между людьми поддаются регулированию в законах", — сказал премьер.
Реакции нет, конца света тоже не будет
Глава правительства не согласился с тем, что в российской политике наступило "похолодание", а последние законы — реакционны. "Я не считаю, что это тренд", — сказал он. Премьер также заявил, что с уважением относится к деятельности таких некоммерческих организаций, как "Мемориал", Московская Хельсинкская группа и Transparency International, так как они указывают на пробелы власти.
По его мнению, в России в результате реформы партийной системы будет действовать несколько десятков партий, которые будут оказывать влияние на политическую конъюнктуру.
Говоря об оппозиции, Медведев подчеркнул, что всем политикам необходимо проявлять ответственность, вне зависимости от взглядов, в том числе и координатору "Левого фронта" Сергею Удальцову.
"На мой взгляд, самое главное — чтобы лидеры политических партий, не важно каких — тех, которые сидят в Государственной думе, или новых политических партий — были ответственными политиками… Вот вы упомянули Удальцова. Мне кажется, что если он реально представляет левую идею, то он должен заниматься не тем, что науськивать своих сторонников и нарушать закон о митингах, а добиваться своих целей конституционным образом", — сказал Медведев.
Отвечая на вопрос о возможном участии в президентских выборах, он заявил, что его решение будет зависеть от личного желания и мнения избирателей.
"Я еще не очень старый политик, у меня есть какой-то ресурс во времени, почему я должен закрывать для себя какие-то возможности", — риторически спросил он.
Медведев отметил, что считает правильным свое решение не идти на второй срок, предложив выдвинуться Владимиру Путину.
"В определенной политической ситуации у него были лучшие шансы для избрания президентом нашей страны. Он этого избрания добился. Я считаю, что это хорошо", — сказал премьер.
В целом, он признался, что удовлетворен работой в правительстве.
"Я доволен тем, как сложилась моя жизнь, доволен той работой, которой я занимаюсь, потому что это очень интересная, очень важная работа. И мне кажется, что для каждого человека очень важно, чтобы его окружали близкие люди, которые помогают ему справляться с трудностями, которые бывают в жизни любого человека", — сказал Медведев.
Он заявил, что не верит в наступление конца света в декабре, и предложил всем подготовиться и хорошо встретить 2013 год.
"Конца света не будет — будет Новый год", — пообещал премьер.