МОСКВА, 7 дек - РИА Новости, Мария Токмашева, Светлана Вовк, Глеб Ольховой, Наталия Крючкова, Дмитрий Хитаров. Неделя потерь: ушли мультипликатор Федор Хитрук, писатель Василий Белов, джазмен Дейв Брубек, галерист и антиквар Олег Таиров, архитектор Оскар Нимейер. На этой же неделе была определена новая схема финансирования отечественного кино и объявлен лауреат "Русского Букера".
Список ушедших
В понедельник, 3 декабря, на 96-м году жизни не стало главного российского мультипликатора Федора Хитрука. По сути именно он и создал всю современную анимацию. Хитрук работал над персонажами Снежной королевы, Оле Лукойе, Дяди Степы и других известных мультфильмов. Его режиссерский дебют - "История одного преступления" - положил начало новому этапу мультипликации и вдохновил на это нелегкое дело режиссеров, чьи фильмы, наряду с фильмами Хитрука, вошли в Золотой фонд. Он пользовался авторитетом в профессиональном сообществе, его фильмы завоевывали награды на престижных международных конкурсах, но главное - мультфильмы Хитрука рассказывали о каких-то простых и понятных каждому человеку вещах. Именно поэтому столь любим и "Фильм, фильм, фильм", и "Каникулы Бонифация", и, конечно, "Винни-Пух". Почтить память Хитрука пришли в среду десятки его учеников, друзей и коллег, которые уверены, что наследие мультипликатора останется не только в их сердцах, но и в сердцах миллионов зрителей по всему миру.
Во вторник, 4 декабря, на 81-м году жизни скончался писатель Василий Белов. Он писал деревенскую прозу, сейчас это литературное направление основательно подзабыто, а в 60-е, 70-е годы прошлого века городская интеллигенция, вдохновленная беловским "Привычным делом", "Ладом", "Плотницкими рассказами" устремлялась в деревни учительствовать, жить натуральным хозяйством, приобщаться к крестьянскому быту, философии и традициям. Литературоведы отмечают, что Белов, в отличие от прочих писателей-деревенщиков, был, в первую очередь, художником, а уже во вторую - публицистом, затрагивающим острые социальные и экологические темы. Белов похоронен в родной деревне Тимониха Вологодской области.
Василий Белов - классик из русской деревни >>
В среду, 5 декабря, не дожив одного дня до 92-летия, в США скончался великий джазовый композитор и пианист Дэйв Брубек. Один из главных джазовых "стандартов" - композиция Take five - была сочинена музыкантами квартета Брубека, а сам он стал вторым (после Луи Армстронга) джазменом, которого поместили на обложку журнала Time. Музыкант скончался от сердечного приступа, когда ехал на плановый прием к кардиологу.
В этот же день на 67-м году не стало Олега Таирова, влиятельного антиквара и директора галереи "Бельведер". Член Правления Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД) и вице-президент Гильдии оценщиков Олег Таиров много делал для того, чтобы российский антикварный рынок вышел из тени и начал работать в соответствии с цивилизованными законами. Совместно с другими дилерами Таиров основал Международную конфедерацию антикваров и арт-дилеров, в задачу которого входило создание этического кодекса взаимоотношений на рынке, разработка правил антикварной торговли.
В четверг, 6 декабря, на 105-м году ушел из жизни классик архитектуры бразилец Оскар Нимейер, коллега и единомышленник выдающегося Ле Корбюзье. Один из главных проектов Нимейера - "город будущего" или "идеальный город" - столица его страны, Бразилиа. Работу над единым архитектурным обликом города архитектор начал в 1957 году вместе с командой единомышленников. Будучи коммунистом по убеждениям, Нимейер считал, что архитектура обязана менять мир к лучшему, и работал исходя из этого принципа. Здания, созданные архитекторами, которые вдохновлялись работами Оскара Нимейера, можно встретить во многих городах мира от Москвы до Гаваны.
Коммунист Оскар Нимейер, строитель идеальных городов >>
Оскар Нимейер и его дворцы из стекла и бетона. Фото >>
Кто заплатит за кино
В начале недели наконец-то стала известна новая схема финансирования отечественного кино. Через несколько месяцев после смены руководства Минкультуры всем было очевидно, что кино теперь снова станет важнейшим из искусств. В начале осени Владимир Мединский на совете по кинематографии при премьер-министре страны выступил с громкими заявлениями, не на шутку возбудившими киносообщество. Речь шла и о том, что Минкультуры будет определять темы для сценариев будущих картин, и о квотировании показов российских фильмов в кинотеатрах, и о запрете на съемки картин за рубежом. Популярными эти меры назвать было нельзя. Зато идеология будущей кинополитики была обозначена достаточно четко.
Успокаивало кинематографистов лишь то, что Минкультуры имело совсем маленький бюджетный актив: на сумму чуть больше миллиарда рублей ведомство финансировало и авторские, и дебютные, и документальные, и анимационные картины. Основная сумма последние два года оседала в Фонде кино, который изначально, вроде бы, и был создан для производства высокобюджетных, патриотичных и "социально значимых" (этот термин и появился в ходе работы фонда) картин.
Создание фонда, назначение в его руководство Сергея Толстикова, до того момента не имевшего отношения к кино, сформированный фондом список так называемых лидеров отечественного кинематографа (куда вошли ТРИТЭ Никиты Михалкова, "Базелевс" Тимура Бекмамбетова, Art Pictures Федора Бондарчука, и другие компании) - все это вызывало много споров и дискуссий, но не вызывало доверия.
На третий год своего существования, выпустив названный многими СМИ "агиткой" фильм Джаника Файзиева "Август. Восьмого", Фонд как бы поставил галочку об исполнении своей, как многим казалось, главной функции, и дополнил список лидеров отечественного кинематографа компаниями, выпускающими кино авторское, фестивальное. В 2012-м на экраны наконец-то начали выходить профинансированные Фондом картины, среди которых были и якобы социально значимая "Уланская баллада", и авторская картина Василия Сигарева "Жить". Стало понятно, что фонд работает, а его руководитель Толстиков стал считаться чуть ли не самым разбирающимся в кино чиновником. Но ровно в этот момент схему финансирования российского кино вновь решено было переделать.
Чиновники напомнили, что Фонд подчиняется министерству, работает в коммерческом сегменте, а Минкультуры по-прежнему отвечает за идеологию производства. Деньги - 5,3 миллиарда рублей - разделили уже иначе: Минкультуры в 2013 году дадут уже 2,3 миллиарда, Фонду - 3, из них примерно 2 можно будет взять, как и раньше, почти безвозмездно, а 1 - станет возвратным, и постепенно будет приучать продюсеров к тому, что деньги у государства просто так брать нельзя.
Интересно, конечно, рискнет ли кто-то взять что-то из этого "возвратного" миллиарда. Из тех же лидеров отечественного кинематографа, весомый актив прибыльных фильмов есть разве что у компании "Базелевс". Но нужно ли ей будет для своего очередного ремейка на успешную советскую комедию занимать деньги у государства? Гораздо проще будет пойти по пути их коллег из частной компании Enjoy movies и спокойно на деньги инвесторов клепать известные по советскому и американскому кинематографу сюжеты, снабжая их медийными лицами.
Понятно, что большинство продюсеров предпочтут работать по старинке и брать безвозвратные бюджетные деньги. И тут все будет целиком зависеть от установок Минкультуры, ведь ведомство теперь будет контролировать не только свой бюджет, но и согласовывать проекты, предлагаемые Фондом для финансирования на безвозвратной основе. С учетом многих заявлений руководства Минкультуры и инициатив по проведению сценарных конкурсов и формированию списков тем для производства фильмов, прогнозируемого будущего у российского кинематографа нет. Пока заработают новые правила, пока сложится реально работающая схема господдержки кино, пока чиновники, продюсеры и режиссеры оценят их позитивные и негативные последствия, возможно, пройдет еще несколько лет. А там вновь подоспеет очередной инновационный подход к финансированию отечественного кинематографа. Главное, чтобы сам российский кинематограф за это время окончательно не исчез.
Полтора миллиона для "Крестьянина и тинейджера"
На этой неделе был объявлен лауреат премии "Русский Букер", которую ежегодно вручают за лучший роман. В этом году на нее претендовали книги, опубликованные за два года - в 2011-м премия проходила в формате "Букер десятилетия". Тогда награду посмертно присудили Александру Чудакову за роман "Ложится мгла на старые ступени...".
Рекомендовано для чтения: финалисты "Русского Букера-2012" >>
В этом году у "Русского Букера" сменился попечитель, и призовой фонд вырос больше чем вдвое - лауреат получает 1,5 миллиона рублей, а финалисты - по 120 тысяч. Председатель жюри критик Самуил Лурье еще летом на оглашении лонг-листа заметил, что "гениального романа не нашел", а 4 декабря вновь подтвердил это, сказав, что победителем стал "самый незавлекательный роман, который называется хуже всего". Премия в 1,5 миллиона рублей досталась "Крестьянину и тинейджеру" Андрея Дмитриева.
Члены жюри обосновали свое решение тем, что, в сравнении с другими финалистами, эта книга содержит "наибольшее количество вещества прозы". При этом все оказавшиеся в шорт-листе романы, так или иначе, были отмечены другими литературными премиями этого сезона. Например, книга Марины Степновой "Женщины Лазаря" стала "бронзовым" лауреатом премии "Большая книга", а "Немцы" Александра Терехова - "Национальным бестселлером". Да и сам роман "Крестьянин и тинейджер" был награжден призом "Ясной поляны" в номинации "Детство, отрочество, юность".
Секретарь "Русского Букера" Игорь Шайтанов напомнил, что цель премии - "попытаться сделать русскую серьезную литературу конкурентоспособной", а книга Андрея Дмитриева, "объясняющая Россию", способна это сделать. По мнению Самуила Лурье, русская проза должна фиксировать жизнь обыкновенных людей, и в этом смысле нынешний победитель "Букера" продолжает традицию Толстого и Чехова.