С.-ПЕТЕРБУРГ, 4 дек – РИА Новости. Понятие "петербургский смех" существует, и само явление пока сохраняется; для него характерны меланхоличность и большая доля самоиронии, считает директор музея смеха "Трикстер" Станислава Смагина.
"Петербургский смех – это смех, имеющий две тенденции: чуть-чуть меланхоличный и немного саркастический. Петербург смеется не только над окружающими, Петербург, в первую очередь, смеется над собой – над своим снобизмом, культурностью и в то же время – провинциальностью. И пока мы сохраняем самоиронию над чувством собственной значимости – мы сохраним явление петербургского смеха. Как только мы раздуем щеки, станем очень важными и очень культурными... Я надеюсь, этого не произойдет", - рассказала Смагина в ходе пресс-конференции в петербургском медиацентре РИА Новости.
По словам Смагиной, в Петербурге есть "великий" литературный персонаж – Масяня, который является "хорошим смеховым пендалем" для любого русского интеллектуала, чтобы тот не очень заносился и не думал, что он все знает.
Что касается особенностей современного юмора, то во многом он ушел в сферу личной, интимной жизни человека.
"Сейчас культура очень сильно нацелена на соревновательный эффект, и дураками быть попросту боятся. Слава богу, что начинают возникать смеховые поля (например, интернет-мемы), когда люди чуть-чуть расслабляются и забывают о соревновании и этой поточной системе пахоты. Ведь на работе человек должен соответствовать определенным стандартам одежды, речи, поведения, поддерживать ту или иную корпоративную культуру... Это все тяжело", - пояснила Смагина.
Сейчас "побыть дураком" – это, например, залезть в интернет "и никому об этом не сказать, потому что мне будет стыдно за то, над чем я смеюсь".
"На самом деле, это просто выброс того большого напряжения, которое существует в современном мире", - подчеркнула эксперт.
Если говорить об истории вопроса, то в советской России в 1950-70-е годы внезапно появляется огромное количество фигурок: Емеля, Иванушка-дурачок, Жар-птица и прочие фольклорные герои. Почему именно в это время появляется так много "дураков" в декоративно-прикладном искусстве?
"Начинается оттепель, исчезает сталинская верхушка, и все больше и больше в искусстве разнообразных видов дураков. Но каких? Дураком разрешено быть – но маленьким, этаким мальчиком. У нас Конек-Горбунок с Иванушкой выглядит, в основном, у художников 13-летним парнишей, хотя вообще-то он там женился. Разрешено было быть дураком во младенчестве", - сказала Смагина.
Если посмотреть на дураков 20-х годов, то это дураки "разнообразнейшие и интереснейшие". Это дурак, который путает деревенскую культуру с городской, либо пытается быть партийнее, чем сами партийцы.
"Например, есть прекрасная карикатура, где в клетке вместо канареек находятся учебники по марксизму. Но как только нарастает тяжелая ситуация 1930-х, когда мы мир начинаем делить на черное и белое, так у нас с дураками плохо – так что надо радоваться, что они есть сейчас", - считает Смагина.
Согласен с таким мнением и кандидат философских наук, старший преподаватель философского факультета СПбГУ Сергей Троицкий. По его словам, современный юмор обрел формы интернет-жизни, когда множество анекдотов, картинок, фотографий "гуляет по сети" и доступно тысячам пользователей.
Сатира есть сейчас. И великолепная. Вспомнить хотя бы проект Дмитрия Быкова и Олега Ефремова "Гражданин-поэт" – это прекрасный пример современной сатиры. Есть и большой блок политических анекдотов, как посвященных экономическому кризису, так и правящей элите", - сказал Троицкий.