С.-ПЕТЕРБУРГ, 28 ноя — РИА Новости. Выставка "Сон как явь", представляющая работы из коллекции Русского музея, в которых свое отражение нашла тема сна, начала свою работу в среду в Михайловском замке, рассказали РИА Новости в пресс-службе музея.
"Это относительно небольшая выставка, но она демонстрирует и новый материал, незнакомый зрителю, и представляет важную тему для всей культуры, показывая какое она нашла отражение в русском искусстве", — рассказала агентству Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе.
Выставка открывается живописными полотнами, где сон является частью мифологических и библейских сюжетов.
"Тема сна вечная, она есть и у Гомера, и во всем античном искусстве, а затем в иконописи. Ведь считалось, что сон — нечто божественное, что нисходит на человека", — пояснила Петрова.
Однако центральное место на выставке отведено сну как метафоре, как особому состоянию человека. И первой работой, как подчеркивают кураторы экспозиции, является "Спящий пастушок" Венецианова — редкий случай, когда главным персонажем подобного сюжета становится крестьянин.
Отдельный зал на выставке выделен графике и иллюстрациям, в частности, к произведениям Гоголя, Лермонтова, Толстого. Так как кураторы отталкивались при подготовке выставки от литературы, во всех залах зритель увидит на стенах отрывки из стихотворений Лермонтова, Баратынского, Фета, Тютчева и Блока, также говорящих о сне.
Небольшой зал посвящен работам Врубеля.
"Приятно, что нам удалось особое место на выставке отвести этому художнику. Например, три его рисунка, на которых изображена смятая кровать, ранее никогда вместе не выставлялись, а ведь тема беспокойства через сон фантастически передана здесь Врубелем", — подчеркивает Петрова.
Далее в экспозиции представлено осмысление темы сна в ХХ веке символистами и авангардистами. Центральное место занимают полотна "Сон" Петрова-Водкина и "Артемида и спящий" Калмакова, также здесь можно увидеть картины Борисова-Мусатова, Кузнецовой и Берингера.
"Символизм — это особый период для воплощения темы сна, так как он сам был построен на таинственности и недосказанности", — отмечает собеседница агентства.
Продолжают выставку работы 60-70-х годов, и здесь центральное место отведено картине Попкова "Работа окончена". По словам кураторов, этот зал подтверждает непрерывность темы сна и в советском искусстве, которая после оттепели приобрела особое значение в связи с тем, что появилось "недоверие к реальности".
Завершают выставку работы конца прошлого века, написанные Смагиным, Конниковым, Савченковым и Воиновым.
По словам Петровой, со временем экспозиция может быть расширена.
"Может быть, года через 2-3 мы вернемся к этой теме и постараемся ее расширить. Но сейчас залы в Михайловском дворце позволяют нам сделать именно такую выставку", — добавила она.
Выставка продолжит свою работу до конца января 2013 года.