МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости, Тамара Бараненкова. Знаменитый дизайнер, художник и провокатор Жан-Шарль де Кастельбажак приехал в российскую столицу, чтобы представить выставку графики "Сумерки невинности", а заодно отметить собственный день рождения.
Мода, искусство и экстравагантный взгляд на вещи всегда существовали у него на равных: среди работ де Кастельбажака — яркие наряды с принтами из граффити, живописи и диснеевских мультфильмов, платья из долларовых купюр и пальто, целиком состоящее из плюшевых мишек. В 1980-е такое надевали Мадонна и Ванесса Паради, а обновленную версию, жакет из лягушат Кермит — уже Леди Гага. В 2009-м де Кастельбажак по-своему интерпретировал тему живописи и моды и создал серию работ "Триумф знака", для которой "украсил" мировые шедевры вроде "Завтрака на траве" Мане логотипами известных брендов, намекая, по всей видимости, на подмену истинных ценностей мнимыми.
На выставку в московскую галерею "Метрополь" он, однако, привез произведения совсем другого рода — черно-белые рисунки с мрачным привкусом и своеобразным юмором, лейтмотивом которых стали черепа, франкенштейны, привидения и другие фантастические существа.
"Вы знаете меня скорее по пальто из плюшевых мишек, но в Москву я решил не привозить ничего подобного, — рассказал дизайнер. — Другая грань всегда присутствовала в моем творчестве, и здесь я впервые показываю ее в такой концентрации. Мода — это бесконечное число возможностей, это дорога экстравагантности, и мне интересны в ней все пути. В этих работах я решил ограничить себя черной краской и ей одной выразить большую палитру эмоций".
Привезенные на выставку работы разместились в двух залах: в том, куда зрители попадают сперва, расположились рисунки, навеянные кино — в том числе фантастикой, детективами и ужасами.
"Все мое сознание построено на кино и литературе, потом — рок-н-ролл. Но сначала кино: в детстве нам показывали каждую неделю фильмы. Они были для меня такой кристаллизацией чувств, которую я захотел отразить, — объясняет он. — Каждый фильм, каждый роман становился отправной точкой в новой истории. Это "Ночь охотника", "Семь самураев", Тарковский, Годар, "Бонни и Клайд", "Планета обезьян", "Франкенштейн".
Название московской экспозиции рифмуется с названием шоу группы Nouvellе Vague, которая превращает рок и нью-вэйв то в легкую боссанову, то в беззаботный регги. Прошлой весной коллектив представлял в столице созданную совместно с художником программу "Рассвет невинности", работая над которой де Кастельбажак по-своему интерпретировал музыку группы (что он делает, в общем-то, со всем, что попадает в поле его зрения). Во время концерта, напоминавшего скорее мрачный чувственный спектакль, девушки выходили на сцену в кожаных и шелковых нарядах, украшенных все теми же костями и черепами.
По словам дизайнера, эта выставка, в самом деле, — часть, а точнее конец эпохи работы над мрачной постановкой.
"Я создавал эти рисунки во время работы над "Рассветом невинности", а поскольку само шоу — темное, рок-н-ролльное, оно навевало мне вот такие мысли. Через две недели будет их последний спектакль в Лондоне, но моя работа продолжилась большим представлением "Призраки", которое я показывал на фестивале в Лилле. Эта постановка тоже мрачная, я называю такой стиль "черный поп".
Что касается российской столицы, то, очевидно, это наиболее подходящее место для черно-белых фантазий с танцующими скелетами и странными существами — по словам дизайнера, Москва для него — город призраков.
"Здесь очень чувствуется история, прошлое, — говорит де Кастельбажак, выходец из аристократического французского рода. — В Москве для меня нет ощущения чужой страны, я часто бываю здесь. Мой предок был послом Франции в Москве в наполеоновские годы, он был в Бородино. Поэтому моей связи с Россией много лет".
Жан-Шарль де Кастельбажак родился 28 ноября 1949 года в Касабланке, в 15 лет он начал делать свои первые эскизы, а в мае 1968-го возглавил собственное предприятие и создал первую коллекцию. Дизайнер с самого начала строил свой стиль на игре с искусством, вдохновляясь живописными полотнами, и использовал необычные материалы — камуфляж, холст и губки, он также создавал костюмы для театра, сотрудничал с Free Lance, Google и Nike ID и делал сценические наряды для знаменитостей, среди которых Микки Грин, M.I.A и Кэти Перри.