МОСКВА, 23 ноя — РИА Новости, Мария Ганиянц. Рисунки, рукописи, портреты, фотографии, иллюстрации к курсу классической греческой философии, принадлежащие одному из самых удивительных людей России ХХ века священнику Павлу Флоренскому, покажут в московском Мультимедиа арт музее (МАММ) на выставке "Павел Флоренский — русский Леонардо", которая откроется в пятницу, сообщили РИА Новости организаторы выставки.
Арт-гид: море графики и русский Леонардо >>
Выставка продлится до 16 декабря и приурочена к 75-летию со дня смерти Флоренского.
В экспозицию включены уникальные экспонаты из музея-квартиры Флоренского, и впервые демонстрируются несколько фотографий с оригинальных стеклянных негативов, сделанных священником в конце XIX века, а также рукопись трактата "Предполагаемое государственное устройство в будущем", написанного в экстремальных условиях заключения на Лубянке в 1933 году.
В жизни Флоренского, которого по праву величают русским Леонардо да Винчи, фотография занимала исключительное место. В работе "Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях" (1924-1925), в других лекциях по искусству Флоренский изложил концептуальные основы философии фотографии, а в 1930 году ученому удалось разработать компактный прибор, позволяющий производить фотосъемку в невидимых лучах без источника электрического тока, в полной темноте и бесшумно. Аппарат был назван "Аидограф", что означает "рисующий невидимое", и запатентован как "ручной аппарат для фотографирования в невидимых лучах", то есть в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, за границами видимого спектра. В дальневосточной ссылке, исследуя вечную мерзлоту и ледяные кристаллы, Флоренский умело использовал микрофотографию и смастерил специальную фотокамеру к микроскопу.
Кроме того, ученый внес значимый вклад в философию и богословие, филологию и искусствознание, математику и физику, этнографию и музееведение, электротехнику и геологию. Начав свой творческий путь с выдающихся богословских сочинений, он одновременно занимался исследованиями материального мира и истории человеческой культуры. Многочисленные публикации и исследования ученых всего мира свидетельствуют о том, что жизнь, личность и творчество Флоренского имеют общекультурное и общецерковное значение.
Священник много писал об общеевропейском духовном кризисе, в который была вовлечена и Россия, часто говорил о ее надвигавшемся крушении из-за потери духовных и национальных устоев. После революции он не снял духовного сана и отказался эмигрировать, ответив на это предложение словами апостола Павла "Будь доволен тем, что есть".
С октября 1918 года по май 1920 года Флоренский был хранителем монастырской ризницы и ученым секретарем "Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры", подчинявшейся музейному отделу Наркомата просвещения. Национализированные ценности Лавры оказались тогда под угрозой разграбления, уничтожения и безвозвратной утраты. В результате деятельности Комиссии было спасено церковное и национальное достояние неизмеримой культурной и материальной ценности.
Работая в Комиссии, священник Павел Флоренский одним из первых в мировой практике развивал идею "живого музея", требуя сохранения каждого предмета в той среде и связях, в которых он возникает и живет. В августе 1921 года он был утвержден профессором печатно-графического факультета Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), где в течение трех лет читал курс лекций "Анализ перспективы".
В 1922 году увидела свет книга Флоренского "Мнимости в геометрии", в которой он с помощью математических экстраполяций и парадоксов теории относительности Эйнштейна, опираясь на геометрию Лобачевского, дерзновенно доказывал существование сверхъестественного мира, средоточием которого является Бог, Творец и Вседержитель. В 1928 году Флоренский был арестован и выслан в Нижний Новгород. В 1933 году ученого обвинили в контрреволюционной деятельности и сослали на Дальний Восток, а в 1934 году перевели в Соловецкий лагерь особого назначения. 75 лет назад, 8 декабря 1937 года, священник Павел Флоренский был расстрелян. Место предполагаемого захоронения — Левашовская пустошь.